Информация » Демография » Пояснительная записка

Пояснительная записка

Курс демографии является одной из обязательных общепрофессиональных дисциплин учебного плана при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. Это объясняется значимостью изучения проблем народонаселения, его воспроизводства, динамики численности и изменений в составе. Демография исследует непрерывный процесс воспроизводства населения (рождаемость, вступления в брак, разводы, смертность), который осуществляется в конкретных социальных и экономических условиях своего времени. Демографический фактор наряду с экономическим, социальным и политическим является основным фактором общественного развития страны. Без его профессионального анализа на всех уровнях нельзя прогнозировать социальное и экономическое развитие России в целом и ее регионов. Прямо или косвенно каждый специалист по государственному и муниципальному управлению принимает участие в осуществлении социальной или иной политики, воздействующей на воспроизводство населения, либо на его факторы и условия. Знание основ демографии особенно актуально в современных условиях, когда демографические проблемы России становятся чрезвычайно острыми.

Более десятилетия продолжается процесс естественной убыли (депопуляции) населения, что создает угрозу национальной безопасности страны. Идея преодоления демографической катастрофы в России, поиска возможных путей выхода из нее легла в основу правительственной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Основные цели и задачи

курса демографии – познакомить студентов с необходимым минимумом систематизированных знаний по общей теории народонаселения; дать представление о закономерных изменениях, происходящих в населении, влиянии на демографическое воспроизводство социально-экономических, экологических, национальных, политических и других факторов; проанализировать демографические проблемы в современной России, направления, формы и методы демографической политики; проследить состояние и динамику демографических процессов во Владимирской области.

Курс демографии строится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В процессе изложения материала учитываются межпредметные связи, то обстоятельство, что студенты уже получили определенную социологическую подготовку, знания в области общей теории статистики и социальной статистики, которые служат теоретической базой при освоении курса демографии.

Определяя логику курса,

необходимо выделить следующие основные направления и проблемы демографии:

- демография как наука (предмет, развитие демографического знания, источники данных о народонаселении и т.д.);

- теоретические основы изучения народонаселения (основные понятия и показатели демографии);

- факторы и механизмы демографических изменений (войны, общественно-цивилизационная обусловленность демографического развития и т.д.);

- динамика численности населения и демографическая катастрофа в России (особенности современной демографической ситуации, основные показатели смертности, рождаемости, миграционных процессов и т.д.);

- сущность, цели, формы и методы демографической политики, необходимость принципиально новых подходов к решению демографических проблем в современной России.

При изучении учебного курса студентам необходимо использовать основные демографические показатели (цифры, факты и т.д.), знать проблемы и направления демографического развития не только Росси в целом, но и конкретного региона и муниципального образования.


Общая характеристика конфликта
Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильно ...

Обучение мнемическому приему «группировка»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения: - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), с ...

Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, ...