Информация » Демография » Пояснительная записка

Пояснительная записка

Курс демографии является одной из обязательных общепрофессиональных дисциплин учебного плана при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. Это объясняется значимостью изучения проблем народонаселения, его воспроизводства, динамики численности и изменений в составе. Демография исследует непрерывный процесс воспроизводства населения (рождаемость, вступления в брак, разводы, смертность), который осуществляется в конкретных социальных и экономических условиях своего времени. Демографический фактор наряду с экономическим, социальным и политическим является основным фактором общественного развития страны. Без его профессионального анализа на всех уровнях нельзя прогнозировать социальное и экономическое развитие России в целом и ее регионов. Прямо или косвенно каждый специалист по государственному и муниципальному управлению принимает участие в осуществлении социальной или иной политики, воздействующей на воспроизводство населения, либо на его факторы и условия. Знание основ демографии особенно актуально в современных условиях, когда демографические проблемы России становятся чрезвычайно острыми.

Более десятилетия продолжается процесс естественной убыли (депопуляции) населения, что создает угрозу национальной безопасности страны. Идея преодоления демографической катастрофы в России, поиска возможных путей выхода из нее легла в основу правительственной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Основные цели и задачи

курса демографии – познакомить студентов с необходимым минимумом систематизированных знаний по общей теории народонаселения; дать представление о закономерных изменениях, происходящих в населении, влиянии на демографическое воспроизводство социально-экономических, экологических, национальных, политических и других факторов; проанализировать демографические проблемы в современной России, направления, формы и методы демографической политики; проследить состояние и динамику демографических процессов во Владимирской области.

Курс демографии строится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В процессе изложения материала учитываются межпредметные связи, то обстоятельство, что студенты уже получили определенную социологическую подготовку, знания в области общей теории статистики и социальной статистики, которые служат теоретической базой при освоении курса демографии.

Определяя логику курса,

необходимо выделить следующие основные направления и проблемы демографии:

- демография как наука (предмет, развитие демографического знания, источники данных о народонаселении и т.д.);

- теоретические основы изучения народонаселения (основные понятия и показатели демографии);

- факторы и механизмы демографических изменений (войны, общественно-цивилизационная обусловленность демографического развития и т.д.);

- динамика численности населения и демографическая катастрофа в России (особенности современной демографической ситуации, основные показатели смертности, рождаемости, миграционных процессов и т.д.);

- сущность, цели, формы и методы демографической политики, необходимость принципиально новых подходов к решению демографических проблем в современной России.

При изучении учебного курса студентам необходимо использовать основные демографические показатели (цифры, факты и т.д.), знать проблемы и направления демографического развития не только Росси в целом, но и конкретного региона и муниципального образования.


Не лишним будет запомнить также следующее
а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение «я», по возможности замените его на «Вы», «Ваше», «Вам»; б) если вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, ни в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: «Вы, наверное, об этом еще не слышали .»; «Вероятно, Вы это еще не читали .» упо ...

Развитие личности
В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках. 1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни. 2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что с ...

Формирующий эксперимент
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент. Цель – изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей. В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные генд ...