Информация » Проблема доминирования в семье (главенство ролей) » Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории

Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории
Страница 1

Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе.

В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. Отсюда напрашивается вывод, что это была эпоха матриархата (пантеоны богов возглавляли богини – вавилонская Астарта, аккадская Иштар и др.).

Однако мы должны отметить, что не все специалисты поддерживают точку зрения о существовании такой формы традиционных семейных отношений, как матриархат /Михайлов Ю.П., 2000, с.64-65/.

Затем в древнегреческой мифологии проявляется другой тип семейных отношений – демократический: Зевс хотя и является номинальным ведущим, но находится в постоянном противоборстве с Герой /Дружинин В.Н., 2000, с.51-57/. Здесь права супругов примерно равны и не существует четкого разграничения обязанностей по половому признаку.

Однако, в исторической перспективе, затем положение изменилось: за нарушение супружеской верности женщины карались гораздо более сурово, чем мужчины /Витек К., 1988, с.35/. Тем самым мужчине возвращается более доминантная роль.

Аналог взаимоотношений между антропоморфными богами виден в отношениях в русской семье XII – XIV веков. Но, согласно В.Н.Дружинину, отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования – подчинения», а на изначальной конфликтности. Женщина не подчинена мужчине, она – носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть /Дружинин В.Н., 2000/

В XIV веке Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи в положениях «Домостроя». Главенство мужа превращалось в деспотизм: побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т.д. Фактически это была эпоха двоеверия, т.к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески /Дружинин В.Н., 2000, с.75-79/

Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.

В.Немирович-Данченко приводит ценные для нас данные относительно этой эпохи: «До Петра уже явились рядные записи, в которых жених обязывался не бить свою будущую жену. При жестоком обхождении мужа она по второй жалобе на него получала право развода. Некогда имущество жены принадлежало всецело мужу, и она не могла располагать им по своему усмотрению, но уже при царях право собственности не делало различия между полами. Женщина могла владеть поместьями, имуществами, капиталами…» /Швейгер-Лерхенфельд А.Ф., 1998, с.675/

Отсюда можно полагать, что «до Петра» семейные отношения характеризовались патриархальностью, а затем – стремлением к демократичности.

С приходом капитализма «… богатство стало главным фактором в объединении полов…» /Елизаров А.Н., 1996, с.56/ и к концу XIX – началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.

«Прежняя, привычная семья, - …писала А.М.Коллонтай, – где главой и кормильцем был муж, а жена состояла при муже, не имея ни своей воли, ни … своего времени, - эта семья на наших глазах меняется» /Голод С.И., 1990, с.5/.

Страницы: 1 2


Основные принципы Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие: а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности; б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов, в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе ...

Целенаправленность и потребности
Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей. Потребность – набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы под ...

Средневековая точка зрения на создание образов
Взгляд на образы как на проявление воспроизводящей деятельности сохранялся практически не изменяясь, проходя через философские системы неоплатоников Порфирия, Прокла, Плотина и через средневековую онтотеологию. Отношение к образу, сложившееся в средние века, объединило эллинистскую онтологию и библейскую теологию. Возникновение этого он ...