Информация » Проблема доминирования в семье (главенство ролей) » Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
Страница 2

Психотерапевтическая роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем. Рекреационная роль – это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия. Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф.И.Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа. Появление роли сексуального партнера как части позиции мужа связано с изменением взглядов на природу женской сексуальности, с признанием способности и права женщины на получение сексуального удовлетворения.

Один из отечественных подходов к выделению супружеских ролей демонстрирует Т.С.Яценко, когда упоминает четыре основные роли: сексуальный партнер, друг (аналог эмоциональной функции и функции культурного общения), опекун (воспитание детей), покровитель (хозяйственно-бытовая роль). Т.С.Яценко полагает, что для нормального супружества достаточно соблюдение двух правил: «…во-первых, присутствие всех четырех ролей (хотя какая-то из них может главенствовать)… Во-вторых, исключение дополнительных ролей (если только их наличие не согласовано между супругами и не вызывает у них протеста)» /Ковалев С.В., 1997, с.23/. Фактически, модель Т.С.Яценко игнорирует функцию первичного социального контроля, т.к. термин «опекун» в русском языке имеет четкое значение отношений с детьми…

Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями, полоролевой системой. Т.е. распределение семейных ролей рассматривается в этом контексте как ядро полоролевой дифференциации.

Половые роли – это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Полоролевая система имеет

два аспекта, две части. Первая часть - это культурные стереотипы маскулинности/феминности, т.е. наборы физических и психических качеств, которые приписываются «идеальному мужчине» и «идеальной женщине». В западной культуре отмечают ученые, стереотипы маскулинности/феминности традиционно были полярными и взаимодополнительными. Основными чертами идеала феминности единодушно признаются пассивность, зависимость, эмоциональность и т.п. При этом «настоящему мужчине» и «настоящей женщине» запрещается обладать чертами, присущими другому полу.

Второй аспект, или вторая часть, полоролевой системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, «подходящих» для мужчин и женщин. В системе культурных полоролевых норм содержание ее второго аспекта следует из содержания первого, а именно: набор личностных качеств, которыми должны обладать или обладают мужчины и женщины, делают их приспособленными для одних, а не других деятельностей. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом – работа». От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он был профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей; профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье и в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая ролевая модель считается главным признаком традиционного брака.

Страницы: 1 2 


Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче – молодого юноши ...

Практическое исследование конфликтных ситуаций в школьном возрасте и анализ полученных результатов. Организация исследования
В рамках данного исследования нами было опрошено 30 учеников из 9-тых классов средней образовательной школы №46, среди них 16 девочек и 14 мальчиков, в возрасте от 15 до 16 лет. В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики нами были выбраны три методики: 1. ...

Исследование по определению уровня самоактуализации
Наше исследование также предполагало диагностику уровня самоактуализации среди испытуемых врачей, для осуществления этих целей нами был использован тест «САТ». Рассмотрим полученные данные в таблице 5 и на рисунке 6, индивидуальные показатели описаны в Приложении 10. Таблица 5 Сравнительные показатели уровня самоактуализации среди исп ...