Информация » Проблема доминирования в семье (главенство ролей) » Типы семей по способу распределения ролей

Типы семей по способу распределения ролей
Страница 2

В свете этого убедительным кажется высказывание А.М.Олисаевой о том, что многочисленные статистические и опросные материалы свидетельствуют не только о заметном распространении модернизированного варианта патриархальной семьи, «…но и о наличии ее рациональных моделей» /Олисаева А.Н., 1999, с.66/. Они представляют из себя переходную форму семьи, лежащую между традиционной и эгалитарной семьей.

Таков, например, брак – содружество, где жена хотя и выполняет, прежде всего, роли матери и хозяйки, но и огромное внимание уделяет также выполнению роли друга по отношению к мужу /Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, с.29/.

Таким образом, брак – содружество имеет общее с товарищескими ролями по К.Кирпатрику. Другой вариант переходной формы брака представляют собой роли, распределенные равномерно, но несправедливо.

Существуют разные оценки основных типов браков. Например, В.Н.Дружинин /2000, с.32/ считает, что эгалитарный тип семьи является результатом кризиса семьи как социального института и маскирует ее распад: «Хотя…распространение гомосексуальных отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи…, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей».

С другой стороны, М.С.Пек считает, что четкая дифференциация ролей в семье характерна для поведения пассивно-зависимых психопатов, которые стремятся скорее к увеличению, чем к уменьшению своей взаимозависимости /Пек М.С., 1996, с.98/.

Однако надо сразу оговорится, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья – «хорошо», а традиционная – «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д.

Кроме того, критерием традиционности/эгалитарности семьи Е.М.Роллингз и Ф.И.Най считают участие женщины в материальном обеспечении семьи. При этом Л.Хаас обнаружил, что для эгалитарного распределения ролей имеет значение не столько сам факт работы жены, сколько ее заработок и престижность ее занятия /Антонюк Е.В., 1992, с.28/. Хотя, по Ю.Е.Алешиной /1985, с.27/, в низшем социальном классе женщины работают ради материальных благ и помощи мужу, а в среднем и высшем – ради реализации своих потребностей и интересов.

При этом совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей двояко отражается на ее духовных возможностях. С одной стороны, работа способствует обогащению личности, а с другой – ведение хозяйства и воспитание детей, сочетаясь с работой, ограничивает социальное общение и обогащение личности /Голод С.И., 1990, с.20/. Это подтверждает исследование М.В.Сафоновой /1996, с.196/: для успешной карьерной женщины профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что часто приводит к конфликту и дисгармонии в семейных отношениях.

И почти к противоположному тезису сводится анализ работ отечественных и зарубежных авторов Т.Ф.Сусловой /1999, с.67/: успехи женщин в профессиональных и общественных сферах способствуют оптимизации ее функций в семье.

Тем не менее, необходимость сочетать профессиональную и семейные роли для некоторых женщин является объективной реальностью. Поэтому, успешное сочетание этих ролей может обеспечить, считают Ю.Е.Алешина и Е.В.Лекторская, позитивное отношение мужа к работе жены /1989, с.88/.

Разобрав представления о семейных ролях и типах ролевых структур, мы можем перейти к рассмотрению проблемы главенства.

Страницы: 1 2 


Обучение диалогической речи на старшем этапе. Специфика обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседников и связи коммуникации с ситуацией общения вытекают характерные особенности диалогической речи, отли ...

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами современного образования, обозначенными в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.), шко ...

Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций: 1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...