Мотивы признания мужского/женского главенстваСтраница 2
Тогда возможно, что семьи с женским главенством характеризуются наличием детей больше одного и мужа со средним (или ниже) образованием и социальным статусом…
Наряду с мотивом высокой оценки своей семейной деятельности у жен присутствует также мотив признания несостоятельности мужа в организации семейной жизни. В большинстве таких семей главенство жены коррелировало с пьянством мужа.
Видимо, поэтому, по Н.Ф.Федотовой, в семьях с женским главенством наблюдалась низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин). Н.Ф.Федотова видит в этом, а также в двойной мотивации вынужденный характер женского главенства.
В целом, семьям с мужским или женским главенством свойственен различный уровень оценок личностных качеств мужа и жены.
В семьях, где «по всем вопросам – равноправие», происходит более гибкое разделение главенства в сферах семейной жизни. Относительно устойчивое преобладание одного из супругов Н.Ф.Федотова наблюдала лишь в трех сферах: материальном обеспечении (мужа), распределении доходов и воспитании детей. Ситуацию в других сферах хорошо описывают А.Добрович и О.Ясицкая /1998, с.75/: «В одних вопросах … главой… является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает». Т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах.
Для таких семей свойственны: примерно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.
С некоторыми результатами Н.Ф.Федотовой может поспорить А.К.Дмитриенко, который констатирует, что сельские мужья «ригидны в своей жизни», а женщины не хотят выполнять роль жены, матери, хозяйки, но стремятся самосовершенствоваться в деятельности вне семьи /Дмитриенко А.К., 1989, с.79/. Но это отражает специфику скорее сельской, нежели городской семьи.
Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры (РС) не является объективно «лучшей» по сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет) способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком. В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком /Алешина Ю.Е 1995/. С одной стороны, такое положение почти аннулирует необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы влияют положительно на какие периоды семейной жизни).
С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных представлений.
Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных представлениях супругов.
Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительст ...
Тенденция актуализации
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, за ...
Компоненты
содержательного и формального планирования. Подходы к определению термина
«планирование эксперимента». Выбор из возможных экспериментальных планов
Можно выделить следующие традиции в понимании того, что следует считать планированием психологического эксперимента.
1. Выбор схемы, или плана, получения данных для проверки каузальной гипотезы. Такому представлению о планировании, когда исследователь выбирает ту или иную из набора имеющихся схем, сравнивая их возможности с точки зрени ...