Информация » Психология личности » Критерии оценки теории личности

Критерии оценки теории личности

Любой человек способен выдвинуть свою собственную теорию личности, но для того, чтобы она была признана справедливой и получила признание, она должна отвечать ряду приведенных ниже требований.

1. Верифицируемость. Теория оценивается с точки зрения проверки ее независимыми исследователями. Это означает, что теория должна содержать концепции, предложения и гипотезы, которые определены недвусмысленно и ясно и логически связаны друг с другом. При таком подходе заключения теории легко обосновываются логически и проверяются экспериментально. Хорошая теория должна выдвигать проверяемые гипотезы.

При этом многие теории личности имеют достаточно слабую эмпирическую поддержку. При этом выдвигаемые гипотезы, конечно, проверяемы, но им не достает эксперимента. Теория, которую невозможно подтвердить или опровергнуть – плохая теория.

2. Эмпирическая ценность теории – это ее способность стимулировать ученых к дальнейшим исследованиям. Так, например, теория Эриха Фромма или Джорджа Келли даст минимальный импульс для дальнейших исследователей.

3. Внутренняя согласованность. Теория не должна иметь внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Все положения и методики, содержащиеся в теории должны последовательно согласовываться друг с другом.

4. Экономность. Согласно принципу экономности, более простые и четкие объяснения предпочтительнее более сложных, т.е. чем меньше количество концепций и предположений требуется для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше.

Экономичность – субъективный критерий, поэтому теория, выглядящая сегодня экономичной, может оказаться неспособной объяснить будущие открытия.

5. Широта охвата. Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведения она распространяется.

6. Функциональная значимость - способность помочь людям решать их проблемы. Поэтому основная ценность теории личности заключается в том, чтобы она могла пролить свет на него самого и на его межличностные отношения.


Несколько нестандартных способов начала ответа. Способ первый. «Знай и люби своего экзаменатора»
Это самый трудный и одновременно самый результативный способ, так как он позволяет установить тесный контакт с экзаменатором. Однако при использовании этого способа необходимо очень строго соблюдать чувство меры и использовать его только при благоприятных условиях. Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства чело ...

Тактическое обдумывание
Экзаменатор просто не решил еще, что вам ставить, и с помощью дополнительных вопросов берет себе тайм-аут на обдумывание. Если вы будете отвечать подробно и обстоятельно, то дадите ему достаточно времени на обдумывание оценки – и больше дополнительных вопросов не будет. ...

Исследование специфики восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степ ...