Информация » Проблема доминирования в семье (главенство ролей) » Психологические особенности православной семьи

Психологические особенности православной семьи

Среди атеистически ориентированных авторов /Угринович Д.М., 1986/ встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии на разные сферы жизнедеятельности индивида. Мы не вправе считать валидными эти данные ввиду нескольких их особенностей:

рассматриваются последователи баптизма, чуждого православию, представители тоталитарных сект и реже – православные;

данные приводятся и интегрируются в целях пропаганды. А главная заповедь пропагандиста, согласно П.Лайнбарджеру, говорит о том, что факт – не пропаганда, пропаганда – это интерпретация факта /Горин С.А., 2000, с.464/. Под таким девизом, имея лишь один факт, можно доказать все.

В отечественной психологии эмпирические исследования последовательных приверженцев православной церкви на данный момент локализуются в области изучения детей. Например, изучением особенностей самосознания детей из семей православной и атеистической ориентации занимались Ю.В.Тищенко /2001, с.18-23/ и Е.В.Перевозникова /2000, с.146-151/. Первый автор изучал детей младшего школьного возраста, а второй – подростков. В целом, авторы отмечают в поведении обследуемых (вне зависимости от ориентации семьи) возрастающие с возрастом признаки общей социализации и способности отстаивать свою позицию.

Так, детям из воцерковленных православных семей (ВПС) 5-8 лет свойственны в меньшей степени, чем детям из невоцерковленных семей (НПС) такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а так же конфликтность и депрессивность; тревожность свойственна обеим группам.

Подростки же из православной семьи (которая еще не является воцерковленной!) направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В.Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе. Подростки из семей атеистической ориентации направлены на широкий диапазон ценностей, в том числе, на достижения в сфере общения. В конфликтных ситуациях они склонны больше к соперничеству.

В.Н.Дружинин /2000, с.68/ приходит к выводу, что разделение образа Отца на земного и небесного приводит к отсутствию идентификации с отцом-воспитателем. Следствием этого являются: повышенный уровень притязаний и условия для развития креативности, но также и опасность невротических нарушений.

Мы не претендуем на полное перечисление исследований в этой весьма узкой области. Однако этих данных достаточно, чтобы сделать выводы по нашей теме.


Следует подчеркнуть, что рассмотренный парадокс имеет место только при достаточно высоком (как положительном, так и отрицательном) эмоциональном отношении экзаменатора к абитуриентам
Если же экзаменатор испытывает равнодушие, то распределение оценок носит неравномерный, хаотический характер. Из этого, однако, совсем не следует, что все оценки такого экзаменатора адекватны предъявленным знаниям. Наоборот, его решение все более опирается не на внешние, более или менее связанные с личностью абитуриента факторы (уровень ...

Результаты исследования темперамента и меличностных отношений в группе младших школьников. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений учащихся младших классов по соц
Социометрическое исследование проводилось с группой учащихся младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). В соответствии с указанной методикой статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одно ...

Зрелая личность
В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности . Он полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «стано ...