Информация » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Результаты исследования темперамента и меличностных отношений в группе младших школьников. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений учащихся младших классов по соц

Результаты исследования темперамента и меличностных отношений в группе младших школьников. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений учащихся младших классов по соц

Социометрическое исследование проводилось с группой учащихся младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). В соответствии с указанной методикой статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий: 1 – «звезды»- 5 и более выборов, 2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора, 3 – «принятые» - 1-2 выбора, 4 – «не принятые» - 0 выборов.

Первая и вторая статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем сказать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одноклассники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого ученика: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Проведённое исследование показало, что в 4-А классе 20, 6 % учащихся, набравших 5 и более выборов, можно отнести к статусной группе «звёзды», в 4-Б статус «звёзд» имеют 17,8 % учащихся. Если большинство членов класса оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, то УБВ является высоким, при одинаковом соотношении - средним, при преобладании в классе детей с неблагоприятным статусом - низким, означающим неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе.

Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) индекс изолированности (ИИ).

Класс можно считать благополучным, если в нём нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучным, если ИИ = 15-25% - неблагополучным.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 61% в 4-А и 54% в 4-Б классе. Мы получили низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в классе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными).

Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в классе. КВ - 28% в 4-А и 30% в 4-Б, из чего следует, что данные классы относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в классе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека.

Индекс изолированности (ИИ) в 4-А классе - 4%, т.е. данный класс можно считать благополучным, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок, тогда как в 4-Б классе индекс изолированности равен 10%, статусную категорию «не принятые» имеют 3 учащихся, можно считать менее благополучным.


Структура отклоняющегося развития
Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов — перви ...

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)
В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа: 1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, ...

Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являю ...