Приложения
Страница 11

Я — Центр чистого самосознания.

Я — Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное «Я»».

Можно использовать модель этого упражнения для разотождествления с субличностями.

Техника «Работа со сновидениями»

Упражнение «Элементы сновидения»

«Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифицируйтесь с каждым «объектом» из сна, произнесите монолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»)».

Упражнение «Рисование сна»

«Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите двух «персонажей» из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями — теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, а он сыграет второго персонажа вашего сна».

Упражнение «Работа над сном»

«Превратитесь в персонаж (предмет, элемент) вашего сна. Теперь расскажите о себе.

Что вы делаете в этом сне? Что чувствуете?

Каковы твои взаимоотношения с другими персонажами сна или с другими предметами?

Что вы хотите?

Побеседуйте с другими персонажами или элементами сна».

Техника «Работа с сопротивлениями»

Упражнение «Совершение кругов»

Участнику предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому члену группы с волнующим его вопросом. Например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Упражнение «Незаконченное дело»

Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Участнику терапии предлагается с помощью приема «пустого стула» выразить свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-терапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен .»

Упражнение «Проективная игра»

Когда участник терапии заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Участнику предлагается «разыграть проекцию», то есть примерить на самого себя это чувство или черту. Так, члена группы, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

Упражнение «Выявление противоположного (реверсия)»

Явное поведение члена группы часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, участнику терапии с манерами «маменькиного сынка» предлагается разыграть роль независимого, самостоятельного, не терпящего вмешательства в личные дела мужчины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Автором теории социального научения считается Джулиан Роттер. Он разработал свою теорию в 40-50-е годы, когда в психологии господствовали фрейдизм и бихевиоризм. Роттер считал, что обе эти теории содержат слишком много неясностей, поэтому главной своей задачей он видел построение концептуальной структуры, включающей четко определенные т ...

Понятие самооценки.
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [54] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в систем ...

Факторы и механизмы демографических изменений
Факторы демографических изменений. Внешние по отношению к организации демографической целостности факторы (войны, стихийные бедствия и др.). Факторы, проявляющиеся как органические аспекты саморазвития демографической целостности (цивилизационные ценности и установки). Взаимодействие этих факторов как механизм демографических изменений. ...