Характеристика любовного взаимодействия.
Страница 2

Итак, любовное действие эмоций мотивируется не собственными эмоциями, а эмоциями другого, и эти эмоции человек может предвосхищать, предчувствовать. Поэтому способность к любовному действию зависит от того, насколько развита способность предчувствовать эмоциональные состояния другого. Именно эта способность переживать отраженное переживание другого и есть тот феномен, который называется «слиянием душ». Наслаждение наслаждением другого, удовольствие удовольствием другого, радость радостью другого во всем многообразии оттенков этих чувств и составляют мотивационное содержание любовного действия.

В отличие от гедонистического в любовном действии цель и мотивация представлены в двух планах: а) как достижение реальных переживаний и радости в другом и б) как восприятие этой радости и отраженное ее переживание, точнее — предвидение, моделирование такого переживания. Поэтому любовное действие нельзя назвать гедонистическим в точном смысле.

Нетрудно понять, что любовное действие не может быть счастливым, если тот, к кому оно обращено, не способен ответить тем же. Да и быть любимым не так просто, и если человек не умеет выразить свои чувства, нарушается тот «процесс», который можно назвать любовным взаимодействием.

Любовное поведение может быть инструментальным (нежные прикосновения, возбуждение эрогенных зон); перцептивным (направлено на восприятие результатов действия); экспрессивным; речевым; символическим (скажем, букет цветов); в воображении (когда человек предвкушает удовольствие, представив, как радуется любимый). Точно так же можно условно выделить виды поведения, входящие в состав действия «быть любимым» (инструментальные, выразительные, речевые, символические, умственные и т. д.).

Ясно, что для любовного взаимодействия действие «любить другого» должно поддерживаться ответным действием «быть любимым». Верно и обратное. Поэтому любящему надо быть способным «быть любимым», чтобы развивать в другом способность любить. Практика психологического консультирования дает многочисленные примеры, когда любящий, но не способный быть любимым человек ведет себя так, что это приводит к разрушительным конфликтам.

Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных социальных потребностей человека. Именно любовь дает ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности.

Смысл же любви — в таинственном ощущении слияния с другой цельной и ценной личностью, с отдельной, полярной тебе, но тождественной, родной индивидуальностью, говорил Н. А. Бердяев. Нужно полюбить другое свое Я, живую, цельную личность, и тогда оторванность от всякой реальности мира уже прекращается.

Страницы: 1 2 


Результаты исследования и их обсуждение.
Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов (приложение 2). Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения проду ...

Воображение
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию .», «Вообрази себе, что ты .» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия «вооб ...

Становление и усвоение агрессивного поведения личностью
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, ...