Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика и организация экспериментального исследования

Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика и организация экспериментального исследования
Страница 2

2) средний уровень- коэффициент смысловой памяти = 0,5- 0,7;

3) высокий уровень- коэффициент смысловой памяти = 0,8- 1.

Подсчитывается также процентное соотношение количества детей по трем уровням с различным объемом смысловой памяти отдельно для группы детей с общим недоразвитием речи и отдельно для группы детей с нормальным речевым развитием. Для этого используется следующая формула:

логическая память недоразвитие речь

Х= (К*100%)/ 15,

где К- количество детей с определенным уровнем сформированности смысловой памяти, 15- общее количество испытуемых. В последующем проводится сравнительный анализ полученных данных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально говорящих сверстников. Все данные подсчитываются отдельно для изучения кратковременной и долговременной памяти.

Методика «Воспроизведение рассказа» направлена на изучение у детей уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста. Существуют детский и взрослый варианты. Нами был использован рассказ, предназначенный для изучения особенностей смыслового запоминания у детей младше 10 лет «Хитрая лиса». Текст включает 8 смысловых единиц. Текст: бегала лиса по полю (1). Увидели ее собаки(2) и погнались за ней(3): вот-вот настигнут(4). Вдруг лиса круто свернула(5) и спряталась в кусты(6). Собаки пронеслись мимо(7), а лиса убежала в лес(8).

Порядок работы: текст предъявляется на слух, после чего ребенка просят пересказать то, что он запомнил. Спустя 1 час ребенка снова просят вспомнить рассказ. Так оценивается долговременная память. По результатам воспроизведения проводится оценка в баллах выполнения задания:

1) низкий уровень- ребенок воспроизвел 0-3 смысловых единицы;

2) средний уровень- 4-6 смысловых единиц;

3) высокий уровень- 7-8 смысловых единиц.

Обращается внимание на особенности понимания или осмысленности текста, полнота воспроизведения, наличие собственных привнесений в содержание текста.

Процентное соотношение количества детей по разным уровням подсчитывается аналогично подсчетам, использованным для методики запоминания двух рядов слов. Проводились подсчеты для изучения кратковременной и долговременной памяти.

Сравнительный анализ полученных данных в группе детей с общим недоразвитием речи и в группе детей с нормальным речевым развитием был проведен средствами математической обработки данных. Нами был использован критерий х2 Пирсона для независимых выборок.

Страницы: 1 2 


Средневековая точка зрения на создание образов
Взгляд на образы как на проявление воспроизводящей деятельности сохранялся практически не изменяясь, проходя через философские системы неоплатоников Порфирия, Прокла, Плотина и через средневековую онтотеологию. Отношение к образу, сложившееся в средние века, объединило эллинистскую онтологию и библейскую теологию. Возникновение этого он ...

Гуманистическая теория личности (Эрих Фромм). Краткий биографический очерк Э. Фромма
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте и был единственным ребенком в семье. Одним из наиболее значительных воспоминаний детства для Фромма стала первая мировая война. По образованию Фромм был философом, серьезно изучал социологию и психологию. Серьезное влияние на него оказали З. Фрейд – в вопросе о бессознательности многих мотиво ...

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
В нашей жизни конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения ко ...