Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика и организация экспериментального исследования

Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика и организация экспериментального исследования
Страница 1

Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 229, № 201, № 60 и № 52 г. Минска.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, основной целью которого явилось изучение особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

1) выявить особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и их нормально говорящих сверстников;

2)провести сравнительный анализ данных исследования методами математической статистики;

3) в соответствии с полученными результатами эксперимента выявить необходимость коррекционной работы по совершенствованию словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Всего в эксперименте участвовало 15 старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), посещающих специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также 15 нормально говорящих старших дошкольников. Средний возраст испытуемых составлял 6,5 лет.

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Для исследования словесно-логической памяти у детей с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:

1) методика запоминания двух рядов слов;

2) методика «Воспроизведение рассказа».

Целью методики запоминания двух рядов слов является изучение объема кратковременной и долговременной логической и механической вербальной памяти. Первый ряд состоит из десяти пар слов. Между двумя словами каждой пары существует определенная смысловая связь (по типу предмет - действие, подведение под одну категорию и др. Например, кукла- играть, бабочка- муха). Порядок исследования: ребенку сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый проговаривает запомнившиеся слова правой половины ряда. Для успешного выполнения задания испытуемым необходимо было между словами каждой пары установить логические отношения. Спустя один час ребенку снова зачитываются левые слова ряда. Так изучается уровень долговременной памяти. Работа со словами второго ряда не проводилась, так как изучение особенностей механической памяти не является задачей данного курсового исследования.

Результаты исследования заносятся в следующую таблицу:

Таблица 1 -

Объем смысловой памяти

Объем смысловой памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество воспроизведенных слов (В)

Коэффициент смысловой памяти (С= В/А)

Полученные результаты в зависимости от количественного показателя (коэффициента смысловой памяти) распределялись по уровням:

1) низкий уровень- коэффициент смысловой памяти составляет 0- 0,4;

Страницы: 1 2


Познавательные процессы. Внимание
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном вним ...

Социокультурная теория личности (Карен Хорни)
Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения: 1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она ...

Противодействия манипуляциям
Технологическим стараниям манипулятора адресат может противопоставить встречную активность, разрушающую его проманипулятивные действия. Данная стратегия больше характерна для установки на борьбу с манипулятором, когда защита мыслится, как одна из сторон взаимного стремления нанести ущерб друг другу — в данном случае ущерб в ослабленном ...