Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. Методика и организация
экспериментального исследованияСтраница 1
Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 229, № 201, № 60 и № 52 г. Минска.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, основной целью которого явилось изучение особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:
1) выявить особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и их нормально говорящих сверстников;
2)провести сравнительный анализ данных исследования методами математической статистики;
3) в соответствии с полученными результатами эксперимента выявить необходимость коррекционной работы по совершенствованию словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Всего в эксперименте участвовало 15 старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), посещающих специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также 15 нормально говорящих старших дошкольников. Средний возраст испытуемых составлял 6,5 лет.
Обследование проводилось в индивидуальной форме.
Для исследования словесно-логической памяти у детей с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
1) методика запоминания двух рядов слов;
2) методика «Воспроизведение рассказа».
Целью методики запоминания двух рядов слов является изучение объема кратковременной и долговременной логической и механической вербальной памяти. Первый ряд состоит из десяти пар слов. Между двумя словами каждой пары существует определенная смысловая связь (по типу предмет - действие, подведение под одну категорию и др. Например, кукла- играть, бабочка- муха). Порядок исследования: ребенку сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый проговаривает запомнившиеся слова правой половины ряда. Для успешного выполнения задания испытуемым необходимо было между словами каждой пары установить логические отношения. Спустя один час ребенку снова зачитываются левые слова ряда. Так изучается уровень долговременной памяти. Работа со словами второго ряда не проводилась, так как изучение особенностей механической памяти не является задачей данного курсового исследования.
Результаты исследования заносятся в следующую таблицу:
Таблица 1 -
Объем смысловой памяти
Объем смысловой памяти | ||
Количество слов первого ряда (А) |
Количество воспроизведенных слов (В) |
Коэффициент смысловой памяти (С= В/А) |
Полученные результаты в зависимости от количественного показателя (коэффициента смысловой памяти) распределялись по уровням:
1) низкий уровень- коэффициент смысловой памяти составляет 0- 0,4;
Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительст ...
Гениальность. Сходство гениальных людей с помешанными
“Гений - человек одержимый, но он творец .” Н. А. Бердяев
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю ...
Отговорки
Если вы чувствуете, что замечания экзаменатора явно надуманный искусственны, то здесь, скорее всего, дело не в ваших знаниях.
Анализ. По своему смыслу эти замечания не носят объективного характера, они несущественны, иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то «наступили экзаменатору на мозоль» или у него сработал отрица ...