Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)Страница 2
Методика «Воспроизведение рассказа».
Полученные результаты по изучению объема кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием отражены в таблице 4.
Таблица 4-
Сравнительная оценка
объема
кратковременной памяти
уровень |
Всего | |||
высокий |
средний |
низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием |
8 |
7 |
0 |
15 |
Дети с ОНР |
1 |
10 |
4 |
15 |
∑ |
30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 6,04. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Среди детей с ОНР 26,6% детей показали низкий результат, 66,7%- средний, 6,7%- высокий. Их нормально говорящие сверстники показали следующие результаты: 53,3%- средний уровень, 46,7%- высокий, низкому уровню не отвечал ни один из полученных результатов.
Графически данные представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3- сравнительная оценка объема кратковременной словесно-логической памяти
Для оценки долговременной памяти также использовался критерий х2 Пирсона. Для статистической обработки данные занесены в таблицу 5.
Таблица 5-
Сравнительная характеристика объема долговременной памяти
Уровень |
всего | |||
высокий |
средний |
низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием |
6 |
9 |
0 |
15 |
Дети с ОНР |
1 |
11 |
3 |
15 |
∑ |
30 |
х2эмп= 6,79. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития долговременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05). Старшие дошкольники с ОНР в 20% случаев показали низкий результат, в 73,3%- средний, 6,7%- высокий. Дети без речевых нарушений: 60%- средний уровень, 40%- высокий, 0%-низкий.
Отображение результатов в диаграмме 4.
И дети и с ОНР, и без речевых нарушений передали основное содержание рассказа. Однако объем запоминания словесных стимулов у дошкольников с ОНР ниже. При воспроизведении короткого рассказа дети с ОНР показали более низкие результаты по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Объем запоминания смысловых единиц у них составляет в среднем 4-6 смысловых единиц, тогда как для дошкольников без речевых нарушений характерно воспроизведение в среднем 5-7 единиц.
Приложения
Приложение 1
Тест Ф. Хоппе «Уровень притязаний»
1. Назвать 3 слова на букву Т;
2. Назвать 4 животных на букву Л;
3. Назвать 5 полных имен на букву Д;
4. Расшифровать известные аббревиатуры: АНП, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ;
5. Назвать 6 предметов одежды на букву Т;
6. Назвать фамилии 5 известных советских киноартистов на букву М; ...
Как отгадывать загадки?
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его с ...
Политический имидж,
его специфика и проблемы исследования
Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и про ...