Введение

Юмор – важный и притягательный аспект поведения. После слов любви и признательности, наиболее желанны те слова, которые заставляют смеяться. В жизни немало смешного, люди тянутся к шутникам, много раз вспоминают ситуации, в которых доводилось смеяться.

Вопросы о юморе затрагивают все области психологии, его важность для человеческого поведения очевидна. Однако, как ни удивительно, юмор и связанные с ним темы редко упоминаются в научных психологических трудах. Возможно, такая ситуация сложилась ввиду сложности определения категории юмора и отнесения его феномена к какой-либо сфере личности.

Хотя юмор – это форма игры, он выполняет множество «серьёзных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций. Люди, обладающие развитой способностью к юмору, являются более эффективными в социальных контактах, легче приспосабливаются к новым условиям. Однако каков психологический портрет таких людей? Какими личностными характеристиками, позволяющими развивать способность к юмору, они обладают?

Данная работа является актуальной

, так как представляет собой изучение столь редко рассматриваемого в психологической науке феномена юмора и исследование связанных с ним личностных особенностей.

Цель

работы – выявление личностных особенностей людей, способных понимать и генерировать юмор.

Объектом

исследования является такие личностные особенности, как творческие способности и личностные черты; предметом

– вышеописанные личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор.

Гипотезой

исследования послужило предположение о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.

Данное предположение возникло на основании результатов исследований А. Фейнгола и Р. Мазеллы, показывающих, что способные к пониманию и генерации юмора люди обязательно обладают особыми темпераментными факторами и характерологическими особенностями [11].

Данная работа решает нижеперечисленные задачи

.

1) Изучить научную информацию о таких личностных особенностях, как творческие способности и личностные черты.

2) Рассмотреть теоретические представления о юморе как способности.

3) Проанализировать исследования личностных особенностей людей, способных к пониманию и генерации юмора.

4) Эмпирически исследовать личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор.

5) Сформулировать выводы.

6) Предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.

Теоретическую базу исследования

составили теории способностей Б.В. Ломова, В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова и теории юмора А. Фейнгола и Р. Мазеллы.

В исследовании использовались следующие методы

:

· методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация имеющихся в специальной литературе теоретических положений и материалов отдельных исследований;

· методы сбора эмпирической информации: метод стандартизированного самоотчёта, тестовый метод и метод экспертных оценок;

· методы обработки и анализа эмпирических данных: качественные и количественные, в том числе статистические.

В качестве базы эмпирического исследования

выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Выборку

составили 60 человек в возрасте от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.

Научная новизнаработы заключается в том, что юмор рассматривается в категории способности и связывается с творческими способностями и определёнными основными исходными чертами личности.

Теоретическая значимость

состоит в дополнении научных знаний о юморе и с ним связанных личностных особенностей.

Практическая значимость

нашего исследования состоит в том, что разработанную процедуру экспертного оценивания юмора могут использовать психологи, исследующие область юмора. Кроме того, полученные данные могут быть полезны специалистам, исследующим юмор в других науках.


Психологическое заключение подростков
Ф.И. ребёнка: Веприков Сергей Код ребёнка: В.С. Возраст ребёнка: 14лет 10 месяцев. Дата обследования: сентябрь 2010 г. 1. Общая характеристика возрастного развития 1) Физическое развитие: норма 2) Внешний вид: аккуратен 3) Мелкая моторика руки: высокий уровень 4) Темп жизнедеятельности: малоподвижный 5) Познавательное развитие: ...

Структура темперамента и тревожности. Общая характеристика темперамента и характера
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ран ...

Дифференцированный план работы на месяц
№ Цель Вид деятельности сроки 11 Выявить умственное и эмоционально- личностное развитие ребёнка Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю 2 2 Развивать умственные способности детей. Коррекционно-развивающие занятия в классе. 1 ра ...