Респондентное и оперантное поведение
Скиннер различал два типа поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение
– это характерная реакция, вызываемая известным стимулом, который всегда предшествует реакции. Примеры: аккомодация зрачка при изменении освещенности, дрожь на холоде и т.п. Респондентное поведение является невольным и спонтанным, происходит всегда. Оно обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему.
Павлов доказал, что респондентное поведение может быть классически обусловленным
. Он наблюдал, что пища, попадая в рот голодной собаки, вызывает слюноотделение. Таким образом, слюноотделение здесь – это безусловная реакцияили, по Павлову, безусловный рефлекс
. Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом
.
Безусловный стимул (БС) Безусловная реакция
Пища Слюна
Условный стимул (УС) Условная реакция
Колокольчик Слюна
Открытие Павлова состоит в том, что если нейтральный стимул многократно объединялся с безусловным стимулом, то, в конце концов, нейтральный стимул приобретает способность вызывать безусловную реакцию без предъявления безусловного стимула. Например, если каждый раз при предъявления пищи будет звонить колокольчик, то позже колокольчик уже без пищи будет вызывать слюноотделение. Новая реакция называется условным рефлексом
, а новый стимул, его вызывающий и прежде бывший нейтральным, называется условным стимулом
. Такой процесс называется классическим обуславливанием
. Если после формирования условного рефлекса колокольчик будет звонить отдельно от пищи, то условный рефлекс угасает. Таким образом, подкрепление важно не только для формирования, но и для сохранения респондентного научения. Кроме того, если собаке дают деятельный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это называется самопроизвольным восстановлением рефлекса
.
Аналогичные эксперименты были проведены на 11 месячном ребенке. Каждый раз, когда ему показывали белую крысу, за спиной раздавался громкий удар в гонг. Крыса – условный рефлекс, гонг – безусловный рефлекс. После семи предъявлений крысы и гонга реакция страха наступала каждый раз, когда ему показывали крысу. Через пять дней ребенок продолжал бояться всего, похожего на крысу – т.е. все, что белое и пушистое.
Респондентное поведение – это расширенная версия павловского классического обуславливания. Скиннер назвал его обуславливанием типа С
, подчеркивая важность стимула. При этом Скиннер считал, что нельзя все поведение объяснить в терминах классического обуславливания.
Наоборот, наше поведение в основном определяется ожиданием его результатов, т.е. последствиями поведения. Этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружающий мир с целью изменить события, каким-то образом. Скиннер назвал такое поведение обуславливанием типа Р
или оперантным поведением.
Образцы реакции подобного типа, контролируемые результатами, следующими за поведением Скиннер назвал оперантами
. Это произвольные, приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.
Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность его повторения в будущем увеличивается, т.е. последствия подкрепляются и оперантные реакции обуславливаются этими последствиями. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны, тогда вероятность повторения уменьшается. Таким образом, оперантное поведение контролируется негативными последействиями. Негативные (или аверсивные) последействия ослабляют поведение, порождающее их и усиливают поведение, устраняющее их.
Учение как специфический вид д-ти
человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...
План мероприятий по психологическому просвещению родителей, педагогов,
воспитателей
План мероприятий по психологическому просвещению родителей (педагоги младших школьников)
Цель работы
Вид деятельности
Объект деятельное ти
сроки
Консультирование родителей:
1-4 кл.
По
Психологическое
«Школьные трудности ребенка:
запросу
просвещение
причины,
по проблемам
пути пре ...
Причины вступления в интимную связь
В результате исследования были выявлены следующие неправильные мотивы вступления в интимную связь, наиболее типичные для подростков:
· сексуальная связь воспринимается как способ познания чего-то нового, удовлетворения любознательности;
· близость может выступать как средство личного самоутверждения, когда хочется проверить и доказать ...

