Роль психолингвистики в анализе текстов предсмертных записокСтраница 1
Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста, определить отдельные психологические черты породившего его человека, либо, целостный психологический портрет писавшего. При этом не имеет значения, в каком виде и на каком носителе был зафиксирован текст: на печатной машинке, карандашом, в виде компьютерного файла или как-то иначе. Не имеет значения и то, что данный текст мог неоднократно переписываться, выучиваться и воспроизводиться вновь, так как ведущие индивидуальные характеристики языковой личности автора останутся неизменными.
Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако оно регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно, сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и, в определенной мере, о тех знаниях, которыми он обладает. Особенности языковой организации (синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности.
Письменная речь - это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него. В период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на I - 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой. Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1)степень грамотности пишущего; 2)словарный запас; 3)стиль изложения [21].
Полное описание языковой личности в целях ее анализа и синтеза предполагают:
а) Характеристику семантико-строевого уровня ее организации (т.е. либо исчерпывающее описание, либо дифференцирующее, фиксирующее лишь индивидуальные отличие и осуществляющееся на фоне усредненного представления данного языкового строя) б) Реконструкция языковой модели мира, и тезауруса личности в) Выявление ее жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а так же в особенностях восприятия чужих текстов.
В структуре процесса понимания текста различают:
а) Понимание замысла автора (отправителя) текста (это высший, второй уровень, соответствующий в языковой личности мотивационному уровню).
б) Понимание концепции текста (следующий по нисходящей, первый уровень в структуре языковой личности, названный тезаурусным).
в) Понимание смысла слов и их соединений на вербально-семантическом уровне. [13]
Именно проекция текста (концепция текста, текст как цельность/целостность) представляет интерес для психолингвистических исследований, хотя и не меньшее значение с лингвистической точки зрения представляет проблема связанности текста.
Лингвистика занимается тем, что называют «речевым мышлением», т.е. затрагивает определенные мыслительные процессы, результаты, продукты которых проявляются временно в речевой, а не в другой деятельности [26].
Как было указано раньше, в посмертной судебно-психологической экспертизе очень важным составляющим исследования является анализ документации, писем, дневников и пр., написанных человеком в предсуицидный период. Подобные исследования проводятся в первую очередь для того, чтобы определить, находился ли человек в период совершения суицида в состоянии, располагавшем к самоубийству. Безусловно, анализ его взаимоотношений с другими, опрос родственников и друзей позволяет составить достаточно целостный психологический портрет, но дневники и записи, которые выражают отношение самого суицидента к миру и людям могут дать нам законченную картину произошедшего (т.к. учитывается отношение к ситуации с разных сторон).
Функциональная автономия
В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:
1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли ...
Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче – молодого юноши ...
Как нужно повторять?
К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их ...

