Роль психолингвистики в анализе текстов предсмертных записок
Страница 1

Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста, определить отдельные психологические черты породившего его человека, либо, целостный психологический портрет писавшего. При этом не имеет значения, в каком виде и на каком носителе был зафиксирован текст: на печатной машинке, карандашом, в виде компьютерного файла или как-то иначе. Не имеет значения и то, что данный текст мог неоднократно переписываться, выучиваться и воспроизводиться вновь, так как ведущие индивидуальные характеристики языковой личности автора останутся неизменными.

Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако оно регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно, сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и, в определенной мере, о тех знаниях, которыми он обладает. Особенности языковой организации (синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности.

Письменная речь - это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него. В период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на I - 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой. Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1)степень грамотности пишущего; 2)словарный запас; 3)стиль изложения [21].

Полное описание языковой личности в целях ее анализа и синтеза предполагают:

а) Характеристику семантико-строевого уровня ее организации (т.е. либо исчерпывающее описание, либо дифференцирующее, фиксирующее лишь индивидуальные отличие и осуществляющееся на фоне усредненного представления данного языкового строя) б) Реконструкция языковой модели мира, и тезауруса личности в) Выявление ее жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а так же в особенностях восприятия чужих текстов.

В структуре процесса понимания текста различают:

а) Понимание замысла автора (отправителя) текста (это высший, второй уровень, соответствующий в языковой личности мотивационному уровню).

б) Понимание концепции текста (следующий по нисходящей, первый уровень в структуре языковой личности, названный тезаурусным).

в) Понимание смысла слов и их соединений на вербально-семантическом уровне. [13]

Именно проекция текста (концепция текста, текст как цельность/целостность) представляет интерес для психолингвистических исследований, хотя и не меньшее значение с лингвистической точки зрения представляет проблема связанности текста.

Лингвистика занимается тем, что называют «речевым мышлением», т.е. затрагивает определенные мыслительные процессы, результаты, продукты которых проявляются временно в речевой, а не в другой деятельности [26].

Как было указано раньше, в посмертной судебно-психологической экспертизе очень важным составляющим исследования является анализ документации, писем, дневников и пр., написанных человеком в предсуицидный период. Подобные исследования проводятся в первую очередь для того, чтобы определить, находился ли человек в период совершения суицида в состоянии, располагавшем к самоубийству. Безусловно, анализ его взаимоотношений с другими, опрос родственников и друзей позволяет составить достаточно целостный психологический портрет, но дневники и записи, которые выражают отношение самого суицидента к миру и людям могут дать нам законченную картину произошедшего (т.к. учитывается отношение к ситуации с разных сторон).

Страницы: 1 2


История изучения представлений как психологической категории. История образа в воззрениях Платона и Аристотеля
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков. Чтобы уловить малейшие сдвиги и изменения в этой концепции, мы проследим ее эволюцию от ранних формулировок греческих философов, до современных споров о статусе образа. История образа ...

Запреты
Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем. 12 родительских запретов (с частичкой НЕ): - не будь - не делай - не расти - не будь ребенком - не будь самим собой - не будь значимым (не высовывайся) - не пр ...

Влюбленность
Одновременный поцелуй — не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементи­ровало. Это сделала доминанта влюбленности ...