Лингвистические компоненты анализа текстов
Страница 1

На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на языковые особенности текста, преобладающие лексические единицы и пр.

Особенности текста

Частота встречаемости

Указание в тексте

Совершенные/несовершенный вид глаголов

Я делаю это, чтобы привести тебя в чувство, надеюсь, ты это понимаешь…

Я боюсь за своих детей.

В текстах преобладают глаголы несовершенного вида (преимущественно, у женщин). В записках мужчин показатели глаголов совершенного и несовершенного вида равны или совершенный вид глаголов преобладает.

Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее)

Меня окружает…Я не могу понять… Я боюсь за своих детей…Я не могу жить без нее…

Чаще встречаются глаголы настоящего времени (используются при описании преобладающего на данный момент состояния). При описании предшествующих ситуации событий преобладают глаголы прошедшего вида.

Местоимения

Если меня…лучше мне…меня не понимают…я никого не могу понять…

Во всех текстах содержится большое количество личных местоимений, человек центрируется на себе и на своих переживаниях.

Глаголы по группам (каузативы, императивы речи (не чувствуйте и пр…), состояния).

Я хочу…Я долго думал…Я ухожу…Я прошу простить…

Часто встречаются императивы (обращение к родственникам ли к знакомым).

Длина фразы

Я трусливый пес.

Не пожить ли еще чуть-чуть?

Я боюсь. Счастливо оставаться.

В текстах отмечено преобладание коротких, утвердительных фраз (т.е. вопросов и побудительных предложений меньше). Длинных и развернутых высказываний гораздо меньше. Такая структура текста может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении.

Конструкции (утвердительные, отрицательные).

- Лучше сейчас, чем никогда.

- Меня здесь не понимают, я никого не могу понять.

- Другого выхода нет.

- Эта жизнь не для меня.

Преобладают отрицательные конструкции. Человек «не допускает возражений», он уверен в том, что уже нельзя ничего изменить. Люди центрируются на своей проблеме, своей точке зрения и считают ее единственно верной.

На наш взгляд, с помощью анализа лингвистических компонентов мы можем сделать некоторые выводы о психологических особенностях состояния индивидов.

Например, часто встречающиеся глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.

Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок (см. Приложение 1)

В представленных текстах были выявлены следующие признаки:

Подготовленность:

большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.

Спонтанность:

текст написан под воздействием эмоциональных переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.

Страницы: 1 2


Психологические исследования личностных особенностей людей, способных к генерации юмора
В психологической науке исследователями велась разработка тестов на генерацию юмора для изучения индивидуальных различий в способности создавать или генерировать юмор. Однако большинство из них было предназначено для использования в индивидуальных исследованиях и обычно они не были стандартизированы. В некоторых из этих исследований из ...

Результаты и их обсуждение
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика на определение уровня конфликтности и предпочитаемого стиля поведения в конфликтной ситуации (Приложение №1) среди испытуемых: - соперничество; - приспособление; - компромисс; - уклонение; - сотрудничество. С помощью данной методики были получены следующие данные, ко ...

Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»
Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «осн ...