Лингвистические компоненты анализа текстовСтраница 1
На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на языковые особенности текста, преобладающие лексические единицы и пр.
Особенности текста |
Частота встречаемости |
Указание в тексте |
Совершенные/несовершенный вид глаголов |
Я делаю это, чтобы привести тебя в чувство, надеюсь, ты это понимаешь… Я боюсь за своих детей. |
В текстах преобладают глаголы несовершенного вида (преимущественно, у женщин). В записках мужчин показатели глаголов совершенного и несовершенного вида равны или совершенный вид глаголов преобладает. |
Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) |
Меня окружает…Я не могу понять… Я боюсь за своих детей…Я не могу жить без нее… |
Чаще встречаются глаголы настоящего времени (используются при описании преобладающего на данный момент состояния). При описании предшествующих ситуации событий преобладают глаголы прошедшего вида. |
Местоимения |
Если меня…лучше мне…меня не понимают…я никого не могу понять… |
Во всех текстах содержится большое количество личных местоимений, человек центрируется на себе и на своих переживаниях. |
Глаголы по группам (каузативы, императивы речи (не чувствуйте и пр…), состояния). |
Я хочу…Я долго думал…Я ухожу…Я прошу простить… |
Часто встречаются императивы (обращение к родственникам ли к знакомым). |
Длина фразы |
Я трусливый пес. Не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь. Счастливо оставаться. |
В текстах отмечено преобладание коротких, утвердительных фраз (т.е. вопросов и побудительных предложений меньше). Длинных и развернутых высказываний гораздо меньше. Такая структура текста может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении. |
Конструкции (утвердительные, отрицательные). |
- Лучше сейчас, чем никогда. - Меня здесь не понимают, я никого не могу понять. - Другого выхода нет. - Эта жизнь не для меня. |
Преобладают отрицательные конструкции. Человек «не допускает возражений», он уверен в том, что уже нельзя ничего изменить. Люди центрируются на своей проблеме, своей точке зрения и считают ее единственно верной. |
На наш взгляд, с помощью анализа лингвистических компонентов мы можем сделать некоторые выводы о психологических особенностях состояния индивидов.
Например, часто встречающиеся глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.
Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок (см. Приложение 1)
В представленных текстах были выявлены следующие признаки:
Подготовленность:
большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.
Спонтанность:
текст написан под воздействием эмоциональных переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.
Констатирующий эксперимент
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов.
Предметом исследования
являлись личностные гендерные характеристики студентов.
Объект исследования
– 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия).
Гипотеза исследования:
чем выше кон ...
Исследование специфики восприятия себя и
других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования
социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степ ...
Темперамент и характер.
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация, раскрывающая специфические особенности поведения ...