Информация » Представление как психологическое явление » Представления как психологическое явление и его основные характеристики

Представления как психологическое явление и его основные характеристики
Страница 1

Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания, умения управлять своим телом и побеждать болезни.

Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших Времен и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства.

Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось совсем недавно - в начале XX века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это патологией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление "субъективно-оптическим наглядным образом". Однако это открытие не заинтересовало психологов.

Признанный специалист в области ощущения и восприятия Карл Штумпф и известный психофизик и психофизиолог Георг Мюллер не признали этот феномен важным для психологического исследования. Такие корифеи психологии, как А. Бине и Г. Эббингауз, отнесли зрительные образы либо к подвиду памяти, либо к представлениям конкретного характера, стоящим близко к мышлению. Представления могут возникать в нашем сознании непроизвольно или могут быть вызваны преднамеренно. Яркость представлений у людей индивидуально различна. Для одних характерны большая яркость зрительных представлений, для других – слуховых и т. д. Яркость и точность представлений могут быть усилены тренировкой. Скажем, у художников зрительные представления нередко отличаются большой яркостью. В некоторых случаях яркость и точность представлений бывают чрезвычайными. Например, художник портретист Рейнольдс работал таким образом: сначала он некоторое время внимательно смотрел на того, чей портрет ему нужно было написать, а затем так сказать «копировал» с мысленного образа – представления, в отсутствие натуры-объекта. При этом яркость и точность представлений были настолько велики, что художник видел мельчайшие детали натуры, в том числе пушинку на костюме, расстегнутые пуговицы и т. д. Способность к такого рода сверхъярким представлениям называется эйдетизмом.

Эйдетизм – способность некоторых индивидуумов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее объектов, предметов и сцен.

Результаты различных исследований не подтвержают выводов о широком распространении эйдетизма, можно говорить об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, у некоторых мнемонистов, художников, музыкантов, в этих случаях эйдетизм может сочетаться с синестезией. Впрочем, эйдетические способности поддаются развитию с помощью специальных тренингов.

В 1911 году изучением этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 - 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд Кро, Х. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В. Урбанчичем явления - ЭЙДЕТИЗМ, а для обладателя этой способностью - ЭЙДЕТИК (от греческого слова "эйдос" - образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Как показал Э. Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э. Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением. В одной своей крайности он может приближаться к последовательному образу, т.е. инерции зрительного раздражения (посмотрел на лампочку, закрыл глаза - а в глазах стоят блики), в другой своей крайности эйдетический образ приближается к образу представлений. По Э. Йеншу положение эйдетического образа между этими полюсами определяется двояко: как условиями эксперимента, так и внутренней конституцией человека или типом его личности.

Страницы: 1 2 3


Теоретико-методологический анализ проблемы уровня притязаний у студентов, обучающихся на платной и бюджетной формах. Современное состояние проблемы изучения уровня притязаний в психологии
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный урове ...

Административный восторг
Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различн ...

Отчет о психологических Центрах по ТА
Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Существуют институты по Транзактному ...