Исследование уровня эмоционально выгорания
Следующим нашим шагом было определение уровня эмоционального выгорания и особенностей эмоциональной сферы среди испытуемых врачей, с помощью «опросника выявления эмоционального выгорания MBI».
Нами были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3 и в диаграмме (рисунок 4), индивидуальные показатели данных отображены в Приложении 8.
Таблица 3
Сравнительные показатели уровня эмоционально выгорания среди испытуемых (в %)
|
показатель |
уровень эмоц. выгорания | |
|
среди мужчин |
среди женщин | |
|
эмоциональное истощение |
36,6 |
26,6 |
|
деперсонализация |
20 |
33,3 |
|
редукция личностных достижений |
30 |
20 |
Рис. 4. Показатели уровня эмоционального выгорания среди испытуемых врачей (в абс. значениях)
Рассматривая и анализируя отдельно показатели среди врачей-мужчин и врачей-женщин в выявлении уровня эмоционального выгорания, мы можем наблюдать следующую картину.
Эмоциональное истощение наиболее явно проявляется среди испытуемых мужчин, т.к. сравнительные показатели развитости фаз эмоционального выгорания наиболее развиты именно у них, по сравнению с испытуемыми врачами-женщинами. Это может проявляться в сниженном эмоциональном тонусе, утрате интереса к окружающему. Зачастую данные испытуемые могут прибегать к агрессивным типам реакции, такой врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, у него снижается самооценка, отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышается уровень тревоги. Возможно негативное отношение к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Все выше перечисленное значительно влияет на пациентов, повышая их тревогу, что ведет к снижению эффективности проводимого лечения. Наиболее развитой фазой эмоционального выгорания у мужчин является фаза эмоционального истощения – у 36,6% испытуемых.
Анализ данных показателей среди испытуемых женщин указывает также, что развитие фаз эмоционального выгорания входит в допустимую норму. Но следует отметить, что у испытуемых врачей-женщин наиболее явно проявляется такая фаза эмоционального выгорания, как деперсонализация (у 33,3% испытуемых). Респонденты данного типа эмоционального выгорания проявляется в обезличивании отношений с другими людьми: повышенной зависимости от других или напротив, негативизм, циничности установок и чувств по отношению к пациентам. В высказываниях врача о своих больных могут появиться холодное или равнодушное отношение.
Выводы по методике:
результаты по методике на выгорание К. Маслача и С. Джексона показали, что среди испытуемых врачей в целом сложилась благоприятная обстановка, среди мужчин-врачей наиболее явно выражено эмоциональное истощение, а среди врачей-женщин деперсонализация. К фактору риска стоит отнести испытуемых под №6, 12, 15, 21, 27, 29, 35, 36, 38, 41, 43, 54, 57, 58 и 59.
Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:
у врачей с высокими показателями по той или иной стороне выгорания субъективно проявляется чувство психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия как с коллегами, так и пациентами.
Цифры
После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными.
Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написа ...
Механизмы формирования и структура профессионально важных
качеств
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.
В последнее десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-пе ...
Организация психологической службы в школе. Анализ
работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе
Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе.
Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллекти ...

