Информация » Психологический портрет врача » Исследование уровня эмоционально выгорания

Исследование уровня эмоционально выгорания

Следующим нашим шагом было определение уровня эмоционального выгорания и особенностей эмоциональной сферы среди испытуемых врачей, с помощью «опросника выявления эмоционального выгорания MBI».

Нами были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3 и в диаграмме (рисунок 4), индивидуальные показатели данных отображены в Приложении 8.

Таблица 3

Сравнительные показатели уровня эмоционально выгорания среди испытуемых (в %)

показатель

уровень эмоц. выгорания

среди мужчин

среди женщин

эмоциональное истощение

36,6

26,6

деперсонализация

20

33,3

редукция личностных достижений

30

20

Рис. 4. Показатели уровня эмоционального выгорания среди испытуемых врачей (в абс. значениях)

Рассматривая и анализируя отдельно показатели среди врачей-мужчин и врачей-женщин в выявлении уровня эмоционального выгорания, мы можем наблюдать следующую картину.

Эмоциональное истощение наиболее явно проявляется среди испытуемых мужчин, т.к. сравнительные показатели развитости фаз эмоционального выгорания наиболее развиты именно у них, по сравнению с испытуемыми врачами-женщинами. Это может проявляться в сниженном эмоциональном тонусе, утрате интереса к окружающему. Зачастую данные испытуемые могут прибегать к агрессивным типам реакции, такой врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, у него снижается самооценка, отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышается уровень тревоги. Возможно негативное отношение к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Все выше перечисленное значительно влияет на пациентов, повышая их тревогу, что ведет к снижению эффективности проводимого лечения. Наиболее развитой фазой эмоционального выгорания у мужчин является фаза эмоционального истощения – у 36,6% испытуемых.

Анализ данных показателей среди испытуемых женщин указывает также, что развитие фаз эмоционального выгорания входит в допустимую норму. Но следует отметить, что у испытуемых врачей-женщин наиболее явно проявляется такая фаза эмоционального выгорания, как деперсонализация (у 33,3% испытуемых). Респонденты данного типа эмоционального выгорания проявляется в обезличивании отношений с другими людьми: повышенной зависимости от других или напротив, негативизм, циничности установок и чувств по отношению к пациентам. В высказываниях врача о своих больных могут появиться холодное или равнодушное отношение.

Выводы по методике:

результаты по методике на выгорание К. Маслача и С. Джексона показали, что среди испытуемых врачей в целом сложилась благоприятная обстановка, среди мужчин-врачей наиболее явно выражено эмоциональное истощение, а среди врачей-женщин деперсонализация. К фактору риска стоит отнести испытуемых под №6, 12, 15, 21, 27, 29, 35, 36, 38, 41, 43, 54, 57, 58 и 59.

Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:

у врачей с высокими показателями по той или иной стороне выгорания субъективно проявляется чувство психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия как с коллегами, так и пациентами.


Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При ...

«Спортивная» позиция
Ваш экзаменатор - человек «по-спортивному» настроенный, поэтому он склонен к соперничеству на экзамене, любит превращать его в поединок. Если он отрицательно относится к самому процессу экзамена (хмур, зол, неразговорчив, все время «цепляется»), то мы рекомендуем вам в спор не вступать. Если же он нестроен положительно (улыбается, шутит ...

Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мыш ...