Исследование уровня эмоционально выгорания
Следующим нашим шагом было определение уровня эмоционального выгорания и особенностей эмоциональной сферы среди испытуемых врачей, с помощью «опросника выявления эмоционального выгорания MBI».
Нами были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3 и в диаграмме (рисунок 4), индивидуальные показатели данных отображены в Приложении 8.
Таблица 3
Сравнительные показатели уровня эмоционально выгорания среди испытуемых (в %)
|
показатель |
уровень эмоц. выгорания | |
|
среди мужчин |
среди женщин | |
|
эмоциональное истощение |
36,6 |
26,6 |
|
деперсонализация |
20 |
33,3 |
|
редукция личностных достижений |
30 |
20 |
Рис. 4. Показатели уровня эмоционального выгорания среди испытуемых врачей (в абс. значениях)
Рассматривая и анализируя отдельно показатели среди врачей-мужчин и врачей-женщин в выявлении уровня эмоционального выгорания, мы можем наблюдать следующую картину.
Эмоциональное истощение наиболее явно проявляется среди испытуемых мужчин, т.к. сравнительные показатели развитости фаз эмоционального выгорания наиболее развиты именно у них, по сравнению с испытуемыми врачами-женщинами. Это может проявляться в сниженном эмоциональном тонусе, утрате интереса к окружающему. Зачастую данные испытуемые могут прибегать к агрессивным типам реакции, такой врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, у него снижается самооценка, отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышается уровень тревоги. Возможно негативное отношение к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Все выше перечисленное значительно влияет на пациентов, повышая их тревогу, что ведет к снижению эффективности проводимого лечения. Наиболее развитой фазой эмоционального выгорания у мужчин является фаза эмоционального истощения – у 36,6% испытуемых.
Анализ данных показателей среди испытуемых женщин указывает также, что развитие фаз эмоционального выгорания входит в допустимую норму. Но следует отметить, что у испытуемых врачей-женщин наиболее явно проявляется такая фаза эмоционального выгорания, как деперсонализация (у 33,3% испытуемых). Респонденты данного типа эмоционального выгорания проявляется в обезличивании отношений с другими людьми: повышенной зависимости от других или напротив, негативизм, циничности установок и чувств по отношению к пациентам. В высказываниях врача о своих больных могут появиться холодное или равнодушное отношение.
Выводы по методике:
результаты по методике на выгорание К. Маслача и С. Джексона показали, что среди испытуемых врачей в целом сложилась благоприятная обстановка, среди мужчин-врачей наиболее явно выражено эмоциональное истощение, а среди врачей-женщин деперсонализация. К фактору риска стоит отнести испытуемых под №6, 12, 15, 21, 27, 29, 35, 36, 38, 41, 43, 54, 57, 58 и 59.
Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:
у врачей с высокими показателями по той или иной стороне выгорания субъективно проявляется чувство психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия как с коллегами, так и пациентами.
Основные фазы любви
Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие — нет. Отношение к человеку в первом приближении, в решающей степени, зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о челов ...
Конформность и взаимоотношения в группе
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Как говорилось раннее, р ...
Память
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...

