Заключение.

В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р.Кочюнаса (1999 г.) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ

2. КОММУНИКАТИВНУЮ

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:

· умение активно слушать

· умение понятно говорить

Данные результаты подтверждают предварительный теоретический анализ работ А.Ф. Ануфриева, И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т.е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта.

Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности деятельности психолога-консультанта, по мнению самих исследователей данного вопроса, например К. Роджерса, также нуждаются в дополнительной проверке.

[1] Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 209.


Психологические особенности социальной депривации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме
В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эфф ...

Дифференцированный план работы на месяц
№ Цель Вид деятельности сроки 11 Выявить умственное и эмоционально- личностное развитие ребёнка Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю 2 2 Развивать умственные способности детей. Коррекционно-развивающие занятия в классе. 1 ра ...

Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная ...