Введение
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Особенности уровня тревожности и типов темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента в индивидуальности. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования.
Цель работы
: выявление психодинамических особенностей медицинских работников, связь данных особенностей с уровнем тревожности.
Объект исследования
: индивидуально-психологические (психодинамические) свойства.
Предмет исследования
: взаимосвязь психодинамических свойств темперамента и уровня тревожности медицинских работников.
Гипотеза:
существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается.
Задачи исследования
:
1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Выявить формально-психологические (психодинамические) свойства темперамента.
3. Определить взаимосвязь между формально-динамическими свойствами медработников и психомоторной и коммуникативной эргичности, пластичности и уровня тревожности.
Методы исследования
:
Организационный метод.
1. Психологическое тестирование.
2. Методы обработки данных:
- математические (для обработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»).
- качественные (интерпретация).
Методики:
1. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Опросник В.М. Русалова. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
3. Психогеометрический тест.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозиро ...
Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице:
Таблица 2
Результаты исследования
№ п\п
Ф.И. учащегося
Задание
10
Правильно решённых задач (баллы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
А.Г. С
+
+
-
-
+
+
-
+
+
-
6
2
Б.П. П.
+
- ...
Теперь рассмотрим, когда отвечать на вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно. С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты: до того, как замечание высказано; сразу после того, как оно сделано; во время замечания, перебив экзаменатора; несколько позднее; никогда.
Отвечать до того, как замеч ...