Введение
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Особенности уровня тревожности и типов темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента в индивидуальности. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования.
Цель работы
: выявление психодинамических особенностей медицинских работников, связь данных особенностей с уровнем тревожности.
Объект исследования
: индивидуально-психологические (психодинамические) свойства.
Предмет исследования
: взаимосвязь психодинамических свойств темперамента и уровня тревожности медицинских работников.
Гипотеза:
существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается.
Задачи исследования
:
1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Выявить формально-психологические (психодинамические) свойства темперамента.
3. Определить взаимосвязь между формально-динамическими свойствами медработников и психомоторной и коммуникативной эргичности, пластичности и уровня тревожности.
Методы исследования
:
Организационный метод.
1. Психологическое тестирование.
2. Методы обработки данных:
- математические (для обработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»).
- качественные (интерпретация).
Методики:
1. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Опросник В.М. Русалова. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
3. Психогеометрический тест.
Гуманистическая
психология
Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I – психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II – бихевиоральное направление – понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным ...
Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...
Принципы психологического воздействия
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии
предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременн ...