Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
1. Социометрия.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.
Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено
. Эта методика позволяет сделать моментальный тест на выявление внутренних взаимоотношений в коллективе, и в дальнейшем использовать полученные данные для работы по повышению сплоченности [36].
Цель исследования:
диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;
измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;
выявление авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, отвергнутые);
обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.
Социометрическое исследование проводилось с группой детей младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку.
Когда социометрические карточки были заполнены и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1).
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности
Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 %
Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 %
Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении.
Режимы подкрепления
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления
. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.
А. Самым простым является режим непрерывного подкрепления, который используется каждый раз, когда субъект учится произво ...
Неадекватная мотивация
На практике нередко приходится встречаться с так называемыми безмотитвными преступлениями. Они поражают своей бессмысленностью и не укладываются в привычные представления о механизме преступного поведения. В правовой литературе "безмотивные" преступления не получили еще надлежащего анализа. Кажущаяся на первый взгляд "без ...
Образ жизни: D-life и B-life
В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни:
1. D
-
life
– это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни – живи сегодня ...