Информация » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:

1. Социометрия.

2. Методика диагностики темперамента Айзенка.

Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.

Социометрия

- метод, разработанный Дж. Морено

. Эта методика позволяет сделать моментальный тест на выявление внутренних взаимоотношений в коллективе, и в дальнейшем использовать полученные данные для работы по повышению сплоченности [36].

Цель исследования:

диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;

измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;

выявление авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, отвергнутые);

обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.

Социометрическое исследование проводилось с группой детей младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку.

Когда социометрические карточки были заполнены и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1).

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности

Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 %

Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 %

Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении.


Исторический экскурс. Предпосылки становления
Учение св.Троицы получило своё окончательное оформление на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Но впервые термин «троица» употребил епископ Феофил в 168 году н.э. Создание подобного догмата являлось неизбежностью, так как во всех четырёх Евангелиях и даже в Ветхом Завете авторы не раз упоминают о Христе то как о Боге, то ...

Гендерные аспекты в управленческой деятельности. Особенности карьерного роста
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7]. У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения: · умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон; · уверенность в себе и ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты тестирования работников правоохранительных органов г. Минска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению № п/п Реалисти-ческий Интеллек-туальный Социальный Конвицио- нальный Предприимчивый Артистич-ный 1 6 9 10 8 6 3 2 ...