Информация » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:

1. Социометрия.

2. Методика диагностики темперамента Айзенка.

Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.

Социометрия

- метод, разработанный Дж. Морено

. Эта методика позволяет сделать моментальный тест на выявление внутренних взаимоотношений в коллективе, и в дальнейшем использовать полученные данные для работы по повышению сплоченности [36].

Цель исследования:

диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;

измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;

выявление авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, отвергнутые);

обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.

Социометрическое исследование проводилось с группой детей младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку.

Когда социометрические карточки были заполнены и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1).

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности

Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 %

Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 %

Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении.


Анализ и обсуждение результатов
В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три группы испытуемых (таблицы 2 и 3): 1) испытуемые, обладающие высоким уровнем развития способности к гене ...

Психологические аспекты создания имиджа в политике
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения. Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем: -привлечения и удержания внимания избирателей; -формирования установки на доверие ...

Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но в ...