Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
1. Социометрия.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.
Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено
. Эта методика позволяет сделать моментальный тест на выявление внутренних взаимоотношений в коллективе, и в дальнейшем использовать полученные данные для работы по повышению сплоченности [36].
Цель исследования:
диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;
измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;
выявление авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, отвергнутые);
обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.
Социометрическое исследование проводилось с группой детей младшего школьного возраста МОУ НОШ № 14 г. Новый Уренгой в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет (4-А и 4-Б классы). Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку.
Когда социометрические карточки были заполнены и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1).
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности
Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 %
Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 %
Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении.
Анализ и обсуждение результатов
В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три группы испытуемых (таблицы 2 и 3):
1) испытуемые, обладающие высоким уровнем развития способности к гене ...
Психологические аспекты создания имиджа в политике
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения. Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:
-привлечения и удержания внимания избирателей;
-формирования установки на доверие ...
Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но в ...

