Структура темперамента и тревожности. Общая характеристика темперамента и характера
Страница 2

4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.

Таким образом, под свойствами темперамента понимаются такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах и целях деятельности и образуют структуру характеризующую тип темперамента.

Темперамент – индивидная характеристика человека. Темперамент – это динамические характеристики психической деятельности. Темперамент – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. [24].

Рассмотрим основные подходы к определению понятия характер.

Н.Д. Левитов определяет понятие характера в двух значениях: в более широком,и более узком [20]. Эти определения характера дополняют друг друга. В широком смысле слова «под характером надо понимать совокупность существенных и качественно своеобразных черт личности, влияющих на поведение и поступки человека». Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеется в виду не вся личность, а только ее существенные или стержневые черты. Характеризовать личность всегда означает нечто в ней выделить, дать не сумму ее качеств, а лишь выдающиеся ее черты. Эти черты, формирующиеся в общественных отношениях и отличающие данного человека от других людей, структурно целостны, то есть представляют собой известное единство и проявляются в деятельности человека. Глубина и проницательность в познании характера человека проявляется, прежде всего, в открытии стержневых черт личности, причем эти черты, как бы они не казались разнообразными, а иногда и противоречивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое.

В строгом, или собственном смысле слова характер, по Левитову, определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. При более узком определении характера Левитов выделяет в качестве основы характера направленность и волю, причем самое существенное значение для характера, по мнению Левитова, имеет направленность характера. Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели, ставит перед собой этот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения.

Многими отечественными психологами направленность, выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально психологическая особенность человека, выражающая его основные, жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы, получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека». Здесь термин «жизненные установки» взят почти в том же значении, как и термин «направленность».

Б.М. Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет», причем далее разъясняет: «Характер человека, прежде всего, определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах».Все то, что здесь названо сознательным выражением отношения человека к окружающему и к самому себе, входит в направленность.

Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий».

Итак, ознакомившись с основными определениями характера, мы можем подытожить, что в характер включаются только те свойства, которые выражают его направленность. Определения характера отечественных психологов во многом сходны, поэтому, давая как бы «общее» определение характера, мы можем сказать, что характер представляет собой своеобразный, в зависимости от жизненных влияний, целостный склад или систему свойств, формирующихся в процессе отражения жизни и деятельности

Страницы: 1 2 


Выводы.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что особенности типов темперамента и уровня тревожности привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы: И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, и многих других. Типы темпера ...

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в первые дни его пребывания в школе. Психолого-педагогическая характеристика готовности детей к школе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компе ...

Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...