Бихевиоризм (необихевиоризм)

Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное.

Центральной идеей этого направления является идея подкрепления (в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) или оперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на последующее поведение).

Принципы:

Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.

Верификация и операционализм.

Натурализм (игнорирование специфики поведения человека)

Негативное отношение к теории и абсолютизации эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого.

Отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности.

Принципиальный разрыв связей с философией.

Схема 3.1. Основные парадигмы и теории социальной психологии

Психологические истоки социальной психологии

К. Халл, уточняя схему S → R, ввёл идею промежуточных переменных, которые опосредствуют связь в представленной формуле. К промежуточным переменным он предлагал относить такие феномены, как мотивацию,

Ключевой идеей необихевиористической парадигмы социальной психологии является идея подкрепления. Именно подкрепление, по мнению бихевиористов, дает возможность управления социальным поведением.

В бихевиоризме выделяют 2 вида теорий:

1. Теории агрессии и подражаний (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура).

2. Теории межличностного взаимодействия как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс)

Схема 3.2. Необихевиоральное направление в социальной психологии

Базовые понятия:

Научение – установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают и подкрепляют его.

Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.

Операционализм – требование операционального определения понятий, т.е. через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины).

Для социальной психологии характерна интеграция подходов. Так теории научения А. Бандуры и Дж. Роттера являются синтетическими - социально-когнитивными. Для них характерно рассмотрение когнитивных факторов поведения человека – не только признание подражания, но учет когнитивных переменных – самоодобрения, самомотивации, косвенного подкрепление, проявляющегося в научении путем наблюдения за поведением других и пр.

Поведенческий подход (необихевиоризм) получил популярность в менеджменте, психологии управления. Данная проблематика получила отражение и в художественной литературе: Идеи бихевиоризма представлены в книге французских авторов Коронеля и Веркора "Квота, или общество изобилия" (М.: Правда, 1984).


Не лишним будет запомнить также следующее
а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение «я», по возможности замените его на «Вы», «Ваше», «Вам»; б) если вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, ни в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: «Вы, наверное, об этом еще не слышали .»; «Вероятно, Вы это еще не читали .» упо ...

Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства.
Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительст ...

Психологические особенности толпы
Толпа — относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей. На всем протяжении истор ...