Бихевиоризм (необихевиоризм)

Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное.

Центральной идеей этого направления является идея подкрепления (в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) или оперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на последующее поведение).

Принципы:

Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.

Верификация и операционализм.

Натурализм (игнорирование специфики поведения человека)

Негативное отношение к теории и абсолютизации эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого.

Отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности.

Принципиальный разрыв связей с философией.

Схема 3.1. Основные парадигмы и теории социальной психологии

Психологические истоки социальной психологии

К. Халл, уточняя схему S → R, ввёл идею промежуточных переменных, которые опосредствуют связь в представленной формуле. К промежуточным переменным он предлагал относить такие феномены, как мотивацию,

Ключевой идеей необихевиористической парадигмы социальной психологии является идея подкрепления. Именно подкрепление, по мнению бихевиористов, дает возможность управления социальным поведением.

В бихевиоризме выделяют 2 вида теорий:

1. Теории агрессии и подражаний (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура).

2. Теории межличностного взаимодействия как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс)

Схема 3.2. Необихевиоральное направление в социальной психологии

Базовые понятия:

Научение – установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают и подкрепляют его.

Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.

Операционализм – требование операционального определения понятий, т.е. через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины).

Для социальной психологии характерна интеграция подходов. Так теории научения А. Бандуры и Дж. Роттера являются синтетическими - социально-когнитивными. Для них характерно рассмотрение когнитивных факторов поведения человека – не только признание подражания, но учет когнитивных переменных – самоодобрения, самомотивации, косвенного подкрепление, проявляющегося в научении путем наблюдения за поведением других и пр.

Поведенческий подход (необихевиоризм) получил популярность в менеджменте, психологии управления. Данная проблематика получила отражение и в художественной литературе: Идеи бихевиоризма представлены в книге французских авторов Коронеля и Веркора "Квота, или общество изобилия" (М.: Правда, 1984).


Темперамент и характер.
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения ...

Механизм преступного поведения
В научном исследовании причины преступности могут быть проанализированы на разных уровнях - общества, коллектива (малой социальной группы), личности. При этом объяснение указанных причин приобретает преимущественно философский, социологический или психологический характер. Применение философского положения об уровнях социальной действи ...

Принятие оператором решения об управляющем воздействии
Эффективность работы, в первую очередь, принятие и реализация решений, определяется психологической структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки в условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности. Ориентировка оператора формируется и функционирует на четырех уровнях: "информационном" ( ...