Основные теории
Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации.
Характеристика поля, по Левину:
· анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений)
· совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту (психологическое объяснение ситуации)
а) детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекты должны пониматься психологически;
б) Единицами причинно-следственного анализа являются не раздражители, а воспринимаемые субъектом особенности окружения.
Для объяснения поведения недостаточно простых связей типа S → R. В основе всякого поведения лежат силы. Динамический аспект объяснения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.
Необходим конструктивный метод для анализа поведения (наблюдения недостаточно).
Поведение – функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события не могут определять поведение. Они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.
Психологическая ситуация должна по возможности представляться в математической формуле, которая облегчает их научную обработку и позволяет использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (основной постулат: существование диссонанса является для человека психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс, добиться консонанса. Существует соответствие между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.
Фестингер писал, что если существует диссонанс между элементом, относящимся к знанию об окружающей среде, и элементом поведения, то диссонанс может быть:
1) устранен изменением поведенческого элемента);
2) возможно изменение среды для устранения диссонанса (но это труднее сделать).
Сопротивление изменениям – пример действия когнитивного диссонанса.
теория каузальной атрибуции Г. Келли (дает пояснение, как люди логические дают ответы на вопросы "почему? " (как и почему именно, таким образом отвечают на эти вопросы), например,: 1) почему человек поступает именно так, а не иначе; 2) как индивид судит о своих собственных способностях, чувствах, привлекательности (например, мы видим, что человек ведет себя агрессивно. Мы можем объяснить его поведение по-разному, т.е. будем приписывать разные причины ему поведению).
В рамках данной ориентации активно исследуются социальная перцепция, аттракция, аттитюды, формирование и изменение и т.д.
Аттитюды (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.
Аттракция (от англ. аttraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
На основе когнитивной ориентации в социальной психологии, начиная с 70-х г., возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины отрасль психологии - психология социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.
Понятие творческого мышления
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка п ...
Онтогененез функциональной асимметрии мозга
Показано, что ребенок предпочитает в утробе матери поворачиваться вправо, сосет палец ведущей руки, чаще прикасается к ней щекой, а сразу после рождения рефлекторная деятельность (рефлекс хождения, поза фехтовальщика и др.) асимметрична и более выражена на ведущей стороне. К моменту рождения правое полушарие больше у человека, крыс, мыш ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты тестирования работников правоохранительных органов г. Минска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению
№ п/п
Реалисти-ческий
Интеллек-туальный
Социальный
Конвицио-
нальный
Предприимчивый
Артистич-ный
1
6
9
10
8
6
3
2 ...