Основные теории

Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации.

Характеристика поля, по Левину:

· анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений)

· совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту (психологическое объяснение ситуации)

а) детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекты должны пониматься психологически;

б) Единицами причинно-следственного анализа являются не раздражители, а воспринимаемые субъектом особенности окружения.

Для объяснения поведения недостаточно простых связей типа S → R. В основе всякого поведения лежат силы. Динамический аспект объяснения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.

Необходим конструктивный метод для анализа поведения (наблюдения недостаточно).

Поведение – функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события не могут определять поведение. Они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.

Психологическая ситуация должна по возможности представляться в математической формуле, которая облегчает их научную обработку и позволяет использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (основной постулат: существование диссонанса является для человека психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс, добиться консонанса. Существует соответствие между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.

Фестингер писал, что если существует диссонанс между элементом, относящимся к знанию об окружающей среде, и элементом поведения, то диссонанс может быть:

1) устранен изменением поведенческого элемента);

2) возможно изменение среды для устранения диссонанса (но это труднее сделать).

Сопротивление изменениям – пример действия когнитивного диссонанса.

теория каузальной атрибуции Г. Келли (дает пояснение, как люди логические дают ответы на вопросы "почему? " (как и почему именно, таким образом отвечают на эти вопросы), например,: 1) почему человек поступает именно так, а не иначе; 2) как индивид судит о своих собственных способностях, чувствах, привлекательности (например, мы видим, что человек ведет себя агрессивно. Мы можем объяснить его поведение по-разному, т.е. будем приписывать разные причины ему поведению).

В рамках данной ориентации активно исследуются социальная перцепция, аттракция, аттитюды, формирование и изменение и т.д.

Аттитюды (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.

Аттракция (от англ. аttraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.

На основе когнитивной ориентации в социальной психологии, начиная с 70-х г., возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины отрасль психологии - психология социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.


Понятие и виды девиантного поведения
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако ...

Принципы психологического воздействия
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременн ...

Контроль через наказание
Скиннер считал, что поведение человека контролируется в основном не позитивными, а негативными (аверсивными) стимулами. Типичный пример аверсивного стимула – наказание, или негативное подкрепление. Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от какой-то аверсивной ...