Бабушки и дедушки в современной семьеСтраница 2
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".
"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.
По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:
гармоничные - сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
символические - имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;
индивидуальные - акцентированы личностные аспекты поведения.
На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.
1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.
Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:
формальные - строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках;
источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями;
затейники - организуют отдых и досуг внуков;
отстраненные - редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.
В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром "Геронтолог" (рук.О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.
Конформность и взаимоотношения в группе
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Как говорилось раннее, р ...
Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но в ...
Психотерапия,
центрированная на клиенте (Client – centered therapy)
Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведе ...