Исследовательская работа. Исследование стратегий поведения в студенческой группе
Цель: изучение реальных конфликтов в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми.
Ход работы:
1) Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы.
2) Для изучения типов поведения участников конфликтной ситуации нами было исследовано 15 студентов 4го курса МосГУ специальности Юриспруденция . Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этой цели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 2).
Тест К.Томаса направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемых представлены в Приложение 3.
Результат подсчета полученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, шесть человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.
Итоговый результат
|
№ |
Стратегии поведения в конфликте |
Предпочитаемость стратегии, % |
|
1 |
Соперничество |
6 |
|
2 |
Сотрудничество |
27 |
|
3 |
Компромисс |
41 |
|
4 |
Избегание |
6 |
|
5 |
Приспособление |
20 |
Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).
Рис. 2. Предпочитаемость стратегии
В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.
Доверие – недоверие к источнику информации
Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие – как уверенно негативные ожидания[8]. Доверие ...
Выводы.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.
1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и ...
Виды ощущений
Выделяют следующие основания классификации ощущений:
- по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение;
- по месту расположения рецепторов;
-по времени возникновения в ходе эволюции;
-по модальности (виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздраж ...

