Информация » Исследование влияния конфликта на социум на примере студенческой группы » Исследовательская работа. Исследование стратегий поведения в студенческой группе

Исследовательская работа. Исследование стратегий поведения в студенческой группе

Цель: изучение реальных конфликтов в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми.

Ход работы:

1) Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы.

2) Для изучения типов поведения участников конфликтной ситуации нами было исследовано 15 студентов 4го курса МосГУ специальности Юриспруденция . Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этой цели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 2).

Тест К.Томаса направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемых представлены в Приложение 3.

Результат подсчета полученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, шесть человек предпочитают стратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.

Итоговый результат

Стратегии поведения в конфликте

Предпочитаемость стратегии, %

1

Соперничество

6

2

Сотрудничество

27

3

Компромисс

41

4

Избегание

6

5

Приспособление

20

Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).

Рис. 2. Предпочитаемость стратегии

В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.


Понятие и сущность конфликтов, и их особенности
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взято ...

Понятие памяти и механизма запоминания
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расш ...

Психосоциальное развитие студентов
Как уже было отмечено ранее, мы проводим наше исследование среди студентов вторых курсов. И нам необходимо выяснить каковы особенности развития данного возраста. Таким образом, мы должны рассмотреть различные периодизации психического развития личности зарубежных и отечественных ученых, и отнести нашу группу к одной из них. Само же пон ...