Эмпирическое исследование уровня притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах. Организация и методологические основы исследования
В данном исследовании нас интересует: каков уровень притязаний у студентов, обучающихся на этих разных формах обучения. И в дальнейшем данное исследование может стать первым шагом для проведения более фундаментальных исследований по данному вопросу в нашей системе образования. Тем самым улучшить впоследствии, или изменить систему образования, учитывая уровень притязаний студентов.
Цель исследования:
исследовать уровень притязаний студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах обучения.
Задачи исследования:
провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований по проблематики уровня притязаний;
изучить достоинства и недостатки системы образования в Республики Беларусь, касающиеся платной и бюджетной форм образования;
эмпирически изучить уровень притязаний студентов платной формы обучения;
эмпирически изучить уровень притязаний студентов бюджетной формы обучения;
Объект исследования:
студенты, второго курса Белорусского государственно университета и Белорусского национального технического университете, платной и бюджетной форм обучения.
Предмет исследования:
различия в уровне притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах.
Гипотеза исследования:
существуют различия в
уровне притязаний студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах обучения.
Методология и методы исследования:
В основу исследования были положены теоретические идеи Ф. Хоппе по проблеме уровня притязаний. Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирования, количественно–качественный анализ, метод статистической обработки данных.
Как уже было отмечено, в основу эмпирического исследования был положен тест Ф. Хоппе (Приложение 1).
Данная методика содержит 10 карточек, на каждой карточке есть вопрос, испытуемый же должен выбрать любые 5 карточек, но в соответствии с тем фактом, что 1 карточка самая легкая, а 10 – самая сложная.
Проводя данный тест, нас не интересовали интеллектуальные способности респондента. Нас интересовала его реакция на те или иные вопросы в соответствии с его прошлым успешным, или неуспешным опытом (правильно, или нет, он ответил на предыдущий вопрос, и какова сложность этой карточки).
После проведения методики, номера, выбранные респондентом, суммируется и выясняется какой у него уровень притязаний. Согласно методике Хоппе уровень притязаний имеет 3 уровня: низкий средний и высокий.
Низкий уровень притязаний характеризуется низким уровнем мотивации, вероятнее, что низкой самооценкой, и не ярко выраженной целеустремленностью, или отсутствием ее вовсе.
Средний уровень – средний уровень мотивации, чаще завышенная самооценка, такое качеств как целеустремленность присутствует, но проявляется не во всех ситуациях.
Высокий уровень – высокий уровень мотивации, завышенная самооценка, ярко выраженная целеустремленность.
Объем выборки равен - 40 человек. 20 студентов, обучающихся на бюджетной форме Белорусского национального технического университета, факультета Энергетического строительства, специальность «Теплогазоснабжения, вентиляции и охрана воздушного бассейна», из них 9 парней и 11 девушек в возрасте от 19 до 20 лет. И 20 студентов, обучающихся на платной форме Белорусского государственного университета, Гуманитарного факультета, специальность «Психология», из них 3 парня и 17 девушек в возрасте от 19 до 20 лет.
Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные. ...
Основные принципы
Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе ...
Формирование действий самоконтроля
Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:
1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;
2) в ходе непосредственного выполнения опре ...