ЭриксонСтраница 1
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности".[13]
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.
Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации".[14]
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Восемь стадий психо-социального развития по Эрику Эриксону
|
№ |
Стадия |
Возраст | Кризис |
Сильная сторона |
|
1 |
Орально-сенсорная |
до 1года |
Базальное доверие — базальное недоверие |
Надежда |
|
2 |
Мышечно-анальная |
1-3 года |
Автономия — стыд и сомнение |
Сила воли |
|
3 |
Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность — вина |
Цель |
|
4 |
Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие — неполноценность |
Компетентность |
|
5 |
Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность — ролевое смешение |
Верность |
|
6 |
Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность — изоляция |
Любовь |
|
7 |
Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность — застой |
Забота |
|
8 |
Поздняя зрелость |
65- смерть |
Эго-интеграция — отчаяние |
Мудрость |
Лурия Александр Романович (1902-1977)
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье врача.
После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания университета в 1921 г. он занимался экспериментальной психологией, в частности его первые исследования были посвящены психофизиологии труда. В 1923 г. Лур ...
Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов
внутренних дел
Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу. В этих случаях говорят о профессиональной деформац ...
Образ жизни: D-life и B-life
В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни:
1. D
-
life
– это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни – живи сегодня ...

