Информация » Психологический портрет врача » Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Страница 1

Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности.

Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности с процессом действительности. Это фиксированная направленность человека к чему-либо как своеобразная оценка, с развитием которой меняется внутреннее отношение [62, с. 11]. По мнению А.А. Бодалева, личность соткана из отношений, представляющих психологическое образование, в котором аккумулируются и интегрируются результаты познания, переживания, поведенческие отклики [14, с. 49].

Осознание своих отношений к окружающему миру рождает соответствующие чувства и эмоции, которые стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности [46, с. 220]. Отношение к людям в деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, которая включает отношения социальных общностей, деятельности, взаимосвязи между людьми, внутриличностные отношения [28, с. 267]. По словам М.М. Абдуллаевой психические отношения в социальных профессиях зависят от внутренних условий, поэтому являются личностными, и от общественных отношений, поскольку порождаются внешними условиями [1, с. 43]. Д.Я. Райгородский считал, что отношения – это «ткань человеческой жизни». Осознание объективной реальности начинается там, где появляется образ. Я-образы складываются в условиях взаимодействия человека с другими людьми и различаются по своему характеру и роли, которые выражаются в представлении [79, с. 32–34].

Исходя из этого положения, существенным является раскрытие таких понятий и составляющих психологического портрета, как эмпатия и самоактуализация личности врача. Рассмотрим подробнее основные концептуальные точки зрения на данные составляющие.

Итак, наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами профессиональной значимости данного понятия по отношению к личности врача.

Различные школы и направления могут дискутировать о соотношении этого феномена в профессиональной деятельности врача, о том, является ли эмпатия «агентом исцеления» или просто средством установления доверительных отношений, но важность этого процесса в работе медицинского работника сомнению не подвергается [19, с. 112 – 114].

Анализ особенностей развития представлений об эмпатии в психологии обнаруживает неоднозначность взглядов, прежде всего, на природу и суть этого процесса, который определяется то, как эмоциональный компонент личности – «способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей», то, как когнитивный – «структурирование мира по образцу другого», то, как целостный – «проникновение во внутренний мир другого человека, будь то его эмоциональное переживание, личностные качества, потребности, стремления или оценочные суждения». Т.е. наиболее спорным является вопрос о роли аффективных явлений в исследуемом феномене. Согласие авторов более или менее достигается лишь в одном аспекте: эмпатия – это понимание состояния другого. И здесь единство психологов подтверждается единством основного философского фокуса видения проблемы [50, с. 87 – 89].

Это свидетельствует, на наш взгляд, о приоритете целевой или функциональной спецификации феномена эмпатии.

Говоря о роли эмоций в акте эмпатии, выделяют два аспекта:

- эмпатия как реакция на эмоции другого;

- эмпатия как эмоциональная реакция на другого.

Первый практически не вызывает разногласий, хотя и нуждается в уточнениях. Так, по мнению Е.Я. Басина эмоции наиболее явно презентируют нам состояние другого человека. С другой стороны, проникновение во внутренний мир другого гораздо шире реакции на эмоции. По его словам эмпатия – это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, которое включено в качестве особой формы в социальное взаимодействие. При этом при возникновении эмпатии как личностного свойства, как правило, отмечается сопереживание, сочувствие, эмоциональное заражение, собственный эмоциональный дискомфорт, чувства симпатии, жалости и т.д., когнитивные умозаключения, децентрация, когнитивная реконструкция, кинестетическая имитация, моторное подражание и т.д. В качестве механизмов эмпатии рассматриваются чаще всего заражение, проекция, интроекция, идентификация и децентрацияю [9, с. 124 – 125].

Страницы: 1 2 3


Объективная проверка знаний
Это самый распространенный мотив. Экзаменатор просто хочет уточнить, что вам ставить: 5 или 4, 4 или 3. Поэтому отвечайте спокойно, не волнуйтесь. Помните, что в любом случае свою оценку за ответ вы уже получили и теперь работаете на ее повышение. ...

История изучения представлений как психологической категории. История образа в воззрениях Платона и Аристотеля
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков. Чтобы уловить малейшие сдвиги и изменения в этой концепции, мы проследим ее эволюцию от ранних формулировок греческих философов, до современных споров о статусе образа. История образа ...

Демографическая политика
Сущность демографической политики как механизма целенаправленного воздействия на демографические процессы. Демографическая политика как часть социальной политики. Особенности демографической политики (воздействие на динамику демографических процессов не прямо, а косвенно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брак ...