ВведениеСтраница 2
С. К. Нартова-Бочавер в работе "Coping behavior" в системе понятий психологии личности" приходит к выводу о том, что coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение coping, по мнению автора, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации.
В зарубежной психологии понятие совладающего поведения гораздо раньше вошло в научный обиход и получило свое распространение. Л. Перлин и К. Шулер определили три способа защитных стратегических функций. Первая осуществляется посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы); вторая – путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы); третья – посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом). С. Фолкман и Р. С. Лазарус со своими сотрудниками разработали методику "Способов совладания", которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий: 1) стратегия противостоящего совладания, 2) стратегия дистанцирования, 3) стратегия самоконтроля, 4) стратегия поиска социальной поддержки, 5) стратегия принятия ответственности, 6) стратегия избегания, 7) стратегия планового решения проблемы, 8) стратегия позитивной переоценки. Ла Грека [14] уделил внимание взаимосвязи совладания и стресса, а Р. Мосс и Дж. Шефер в 1986 г. предложили специфические стратегии совладания с негативными жизненными событиями. С. Стрек и Г. Файфель – авторы подробного обзора тринадцати самых известных "срезовых" и лонгитюдных исследований возрастных изменений копинга в 70-90-е годы XX века – пришли к следующему выводу: существуют различия в совладающем поведении у людей молодого, среднего и пожилого возраста в ситуациях ежедневных трудностей. С. Кобаса предполагает, что возможность сопротивляться стрессу осуществляется за счет личностного свойства "hardiness", то есть стойкость личности.
В контексте изучения психологической основы профессиональной деятельности в особых ситуациях жизнедеятельности нам представляется важным изучение специфики личности при усложнении управленческих задач на всех уровнях, непомерных психоэмоциональных нагрузках сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность в экстремальных ситуациях, с тем, чтобы эффективнее совладать с трудностями.
Вопрос об индивидуальных особенностях психической саморегуляции состояния уже стал предметом специального изучения (в разной степени детальности) в нескольких диссертационных работах Филимоненко, Польшина А.К., Нестерова В.М. Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в "ткань" потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного.
ОБЪЕКТ: совладающее поведение
ПРЕДМЕТ: совладающее поведение в экстремальных ситуациях
ЦЕЛЬ: изучить совладающее поведение в экстремальных ситуациях
ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ: Существует ряд причин объективного и субъективного характера, способствующих или препятствующих жизнедеятельности человека в условиях существования в экстремальной ситуации, которые носят название факторов выживания. Это факторы, характеризующие состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма. К этой группе относятся: психологическая подготовленность, воля к жизни, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой зависит преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях экстремальных ситуаций.
Благоприятный исход существования в экстремальных ситуациях во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости, психоэмоциональной устойчивости.
Демографическая политика
Сущность демографической политики как механизма целенаправленного воздействия на демографические процессы. Демографическая политика как часть социальной политики. Особенности демографической политики (воздействие на динамику демографических процессов не прямо, а косвенно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брак ...
Исследование сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим
недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель исследования
: выявление уровня сенсорного развития детей без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи.
З
адачи исследования
:
1. Изучение психолого-педагогической логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение содержания методики констатирующе ...
Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.
Сначала сравниваем предметы.
Где кружков больше? (В нижнем ряду.)
Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)
В каком ряду не хватает кружка?
Как уравнять, ч ...