Введение
Страница 2

С. К. Нартова-Бочавер в работе "Coping behavior" в системе понятий психологии личности" приходит к выводу о том, что coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение coping, по мнению автора, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации.

В зарубежной психологии понятие совладающего поведения гораздо раньше вошло в научный обиход и получило свое распространение. Л. Перлин и К. Шулер определили три способа защитных стратегических функций. Первая осуществляется посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы); вторая – путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы); третья – посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом). С. Фолкман и Р. С. Лазарус со своими сотрудниками разработали методику "Способов совладания", которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий: 1) стратегия противостоящего совладания, 2) стратегия дистанцирования, 3) стратегия самоконтроля, 4) стратегия поиска социальной поддержки, 5) стратегия принятия ответственности, 6) стратегия избегания, 7) стратегия планового решения проблемы, 8) стратегия позитивной переоценки. Ла Грека [14] уделил внимание взаимосвязи совладания и стресса, а Р. Мосс и Дж. Шефер в 1986 г. предложили специфические стратегии совладания с негативными жизненными событиями. С. Стрек и Г. Файфель – авторы подробного обзора тринадцати самых известных "срезовых" и лонгитюдных исследований возрастных изменений копинга в 70-90-е годы XX века – пришли к следующему выводу: существуют различия в совладающем поведении у людей молодого, среднего и пожилого возраста в ситуациях ежедневных трудностей. С. Кобаса предполагает, что возможность сопротивляться стрессу осуществляется за счет личностного свойства "hardiness", то есть стойкость личности.

В контексте изучения психологической основы профессиональной деятельности в особых ситуациях жизнедеятельности нам представляется важным изучение специфики личности при усложнении управленческих задач на всех уровнях, непомерных психоэмоциональных нагрузках сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность в экстремальных ситуациях, с тем, чтобы эффективнее совладать с трудностями.

Вопрос об индивидуальных особенностях психической саморегуляции состояния уже стал предметом специального изучения (в разной степени детальности) в нескольких диссертационных работах Филимоненко, Польшина А.К., Нестерова В.М. Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в "ткань" потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного.

ОБЪЕКТ: совладающее поведение

ПРЕДМЕТ: совладающее поведение в экстремальных ситуациях

ЦЕЛЬ: изучить совладающее поведение в экстремальных ситуациях

ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ: Существует ряд причин объективного и субъективного характера, способствующих или препятствующих жизнедеятельности человека в условиях существования в экстремальной ситуации, которые носят название факторов выживания. Это факторы, характеризующие состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма. К этой группе относятся: психологическая подготовленность, воля к жизни, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой зависит преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Благоприятный исход существования в экстремальных ситуациях во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости, психоэмоциональной устойчивости.

Страницы: 1 2 3


Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.
Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от дру­гих многими особенностями, единство которых образует его инди­видуальность. В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг ...

Основное содержание диссертации
Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений. Теоретический анализ философских (С. Кьеркегор ...

Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы [13]. Дети с первым уровнем речевого развития отличаются значительной ограниченностью активного словарного запаса, недостаточно дифференцированными представлениями об окружающей жизни. Тем самым дети ...