Информация » Речевая манипуляция в переговорах » Переговоры как коммуникативная деятельность

Переговоры как коммуникативная деятельность

На протяжении всей своей жизни человек вынужден использовать речь для того чтобы обеспечить сосуществование общества в построенных им же коммуникационных отношениях. Речь – первичная сигнальная система, которая прежде всего отличает человека от всех остальных животных организмов, населяющих нашу планету.

В процессе развития и становления общества зародились различные виды общения, которое человек научился контролировать и даже использовать для достижения определенных целей.

Стоит отметить что вербальная деятельность человека в современном мире носит достаточно разнообразный характер – везде - дома, на работе, на отдыхе человек использует речь. В этом плане, коммуникативная деятельность стала неотъемлемым элементом повседневной жизни целого общества в целом и каждого человека в отдельности.

Основой взаимопонимания между людьми является коммуникативная деятельность.

Коммуникацию модно определить как вид общения. Хотя, одни ученые отождествляют понятие коммуникации и общения, другие – наоборот, разобщают их.

Например, с точки зрения таких психологов как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, процесс коммуникации обозначает передачу информации между субъектом и объектом. Согласно их теории, коммуникация – это, прежде всего, деятельность диалогического характера, наподобие общения.

В подтверждение первой теории приведем мнение социолога К.Чери, которое сводится к пониманию коммуникативной деятельности как «участия, соучастия», что по своему смыслу близко к общению. На протяжении свей деятельности, люди создали огромное множество коммуникативных систем, которые поддерживают общественную жизнь в современном социуме. Человеческая речь сделала возможным понимание между людьми в различных сферах. Речь является одной из основных коммуникативных форм. Все это приводит к выводу о том, что существующая речевая коммуникация является одним из определяющих условий жизнедеятельности человека и общества.

Сторонники же второго подхода к определению коммуникации придерживаются различности терминов «коммуникация» и «общение». Они обозначают два момента, которые различают коммуникацию и общение:

a. общение имеет как практический, так и духовный характер, в то время как коммуникация является чисто информационным процессом;

b. общение является взаимодействием между субъектами, его структура диалогична, в то время как коммуникация - это односторонняя информационная связь субъекта с тем или иным объектом, т.е. монолог.

Все это можно объяснить несколько проще – на апельсинах. Общение подразумевает все-таки не только обмен информацией, но и ее преемственность. Общение – это когда у вас есть апельсин и у вашего собеседника есть апельсин – в процессе общения вы обмениваетесь апельсинами, и у каждого образуется по два апельсина. А коммуникация подразумевает под собой лишь обмен данными, т.к. смысл ее состоит в реакции, которую получает оратор в ответ на свой посыл. Другими словами при обмене апельсинами, у каждого из двух участником речевой коммуникации остается по одному апельсину.

Сложно сказать с точностью, какой из подходов больше имеет право на существование. Скорее всего, оба, потому что в теории могут быть лишь сухие факты, а на практике, как правило, оказывается все намного сложнее.

В данной работе не будет отдан приоритет ни одному из подходов, поскольку этот вопрос не соответствует теме настоящего исследования.

Тем не менее, стоит отметить, что в основном смысл коммуникации состоит ответной реакции, которую получает оратор. Можно сказать, что речевая коммуникация является некоторой разновидностью общения, и как однонаправленный процесс прекрасно подходит для получения нужной реакции – манипулирования.


С указанным законом связан весьма знаменитый парадокс, который в студенческой среде называется «пятерки кончились»
Это выражение не совсем верно отражает суть проблемы, так как кончиться могут и двойки, но довольно наглядно вскрывает взаимосвязь между качеством и количеством оценок на экзамене. Итак, рассмотрим, что же происходит, когда экзамен принимает доброжелательный, спокойный и позитивно настроенный преподаватель. Первые отвечающие, как прави ...

Политический имидж, его специфика и проблемы исследования
Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и про ...

Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системны ...