Информация » Сенсорное развитие детей с нарушением речи » Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)

Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
Страница 1

Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:

– развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;

– развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

– развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине [10];

– развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета [16].

Сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие [31].

При первичном обследовании испытуемых детей, мы обнаружили, что основная часть из них значительно отстает не только в речевом развитии, но и в формировании сенсорного развития и процесса восприятия (не знают названий и не различают основные цвета спектра; не владеют понятиями формы, величины и сравнительными операциями с ними и т.д.), поэтому нами был разработан комплекс заданий, направленных на освоение детьми восприятия цвета, формы, величины, пространства, для коррекции сенсорного развития детей с ОНР (третий уровень речевого развития) 4–5 лет.

Задания разрабатывались на основе методики Н. Соловьевой «Познавательные игры на песке» [34].

1. Упражнение «Кубики»

ЦЕЛЬ: Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

ОБОРУДОВАНИЕ: кубики разных размеров и разных цветов. Можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки.

Инструкция: задание выполняется совместно с ребенком в форме игрового диалога.

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.

2. Упражнение «Чудесные окошки»

ЦЕЛЬ: формирование сенсорной функции восприятия цвета, формы

ОБОРУДОВАНИЕ: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки); 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

Инструкция: задание выполняется совместно с ребенком в форме игрового диалога.

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

3. Упражнение «Волшебные картинки».

ЦЕЛЬ: Целостность восприятия образа, развитие пространственного восприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я – на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3–4 картинки).

Инструкция: в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Педагог предлагает сначала простой уровень – 2 части, затем средний – 4 части, последний – сложный – 6 частей).

4. Упражнение «Найди и назови».

ЦЕЛЬ. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, 10–12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Инструкция. На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10–12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т.д.

5. Упражнение « «Составь картинку»

ЦЕЛЬ: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.

Страницы: 1 2 3


Мужчины и женщины в деловом мире. Гендерный стереотип
Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна. Исследователями гендерной проблематики охватываются всё новые социальные институт ...

Учение как специфический вид д-ти человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...

Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. 1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями. 2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...