Информация » Организация психологической службы в школе » Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста

Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста
Страница 1

Существуют различные подходы периодизации подросткового возраста, когда он начинается, сколько продолжается. Границы этого периода достаточно неопределённы. Если рассматривать младший подростковый возраст (11-13 лет), пользуясь периодизацией Эльконина Д.Б., особенности которого представлены Кулагиной И.Ю., то подростковый возраст обусловлен качественными навыками и изменениями в организме, в его окружении и связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и являются опасным звеном. Следует отметить, что в основе переходного периода от детства к взрослости лежит физиологическая перестройка организма, в первую очередь гормональная. Анатомо-физиологические особенности подростка, характеризуются неравномерностью физического развития, совершенством мускульного аппарата и окостенением скелета. Характерно несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объёме и диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии, что приводит к временным расстройствам кровообращения. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные и длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, возникает апатия, вспыльчивость, неровный эмоциональный тон

Происходит половая идентификация, то есть ориентация на образы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Благодаря бурному росту и перестройке организма у детей подросткового возраста, резко повышается интерес к своей внешности. Происходит формирование нового образа физического «Я».

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. Увеличивается внимание к себе, физическим особенностям, остро реагируют на мнение окружающих. Возрастающее внимание, обусловлено физическими изменениями, но и новой социальной ролью. Окружающие ожидают, что благодаря физической зрелости, подросток должен справляться с проблемами. Следует отметить, что у подростков развивается тревога по поводу нормы развития, то есть, связано с диспропорцией в развитии, либо преждевременное развитие, либо задержка развития. Подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика. Реакция может быть в виде одобрения, либо насмешек, что формирует низкую самооценку подростков и неуверенность в себе. Сравнивая себя со сверстниками, у подростков может возникнуть состояние тревожности. В подростковом возрасте меняются условия жизни и деятельности, что вызывает перестройку психики и появление новых форм взаимодействия между сверстниками. Меняется общественный статус, положение в коллективе, со стороны взрослых предъявляются серьёзные требования. Складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям и обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главной мотивационной линией этого поведения, связано со стремлением к личностному самопознанию, самовыражению и самоутверждению.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: «Чувство взрослости» и «Я - концепция». «Чувство взрослости» проявляется через стремление к самостоятельности, протесту против желания взрослых «поучить» его. «Чувство взрослости» связано с этическими нормами, которые усваиваются, появляется моральный «кодекс», включающий чёткий стиль поведения подростков, в дружеских отношениях со сверстниками. «Чувство взрослости» зависит от сферы, в которой пытаются утвердиться подростки, каков характер приобретает самостоятельность в отношениях со сверстниками, использование свободного времени, занятия, домашние дела. Подростков удовлетворяет формальная самостоятельность. Следует отметить, что «чувство взрослости», является новообразованием в подростковом возрасте. Важным моментом в характеристике подросткового возраста, является новая социальная позиция -осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками, и взрослыми. Потребность подростков в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении, самоусовершенствовании проявляется из моральной потребности анализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в поступках является правильным и неправильным. Интерес к себе, возникает из потребности к жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что касается потребности в одиночестве, наблюдаемой в подростковом возрасте, представляет собой, при правильно организованной деятельности, лишь потребность в условиях, благо приятных для сосредоточения и размышления. В подростковом возрасте формируется «Я - концепция». Подросткам свойственно задавать себе вопрос: «Кто я?». Проявляя к себе интерес, происходит формирование взглядов, суждений, оценка возможностей и поступков. Самоанализ вызывает недовольство собой. Самооценка подростков может быть низкой по общественному уровню и неустойчивой.

Страницы: 1 2 3 4


Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирова ...

Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса. Роль семьи в процессе социализации подростка
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений в мегаполисе на каче ...

Анализ результатов и выводы
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта – хар ...