Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возрастаСтраница 2
Подросткам важно знать, каковы они на самом деле, насколько значимы индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Представление о себе, должно соответствовать определённому стилю поведения «Я - концепции» включает в себя «идеальное Я», которое может отличаться от реального. Переживаемый подростковый разрыв между идеальным образом и положением, вызывает неуверенность в себе, что может выражаться в агрессии, обидчивости, либо упрямстве. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию, которое становится возможным из-за развития саморегуляции.
В подростковом возрасте главное место занимает общение, происходит интеллектуальное развитие подростков, перестраиваются взаимоотношения с окружающими. Значимыми становятся семья и школа.
Семья - играет существенную роль в воспитании личности. Доверие и страх, уверенность и робость, сердечность и теплота в отношениях в противоположность отчуждению и холодности - все качества личности приобретаются в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступление в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не может справиться, либо справляется с трудом, может явиться причиной возникновения тревожности. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребёнку может включать жёсткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечёт за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность у детей подросткового возраста может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом почти невозможно.
Наряду с родительским домом, школа является важной инстанцией социализацией. Формирование юношества, как фазы возрастного развития, связано с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты с учителями и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протесты, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных, и у критически настроенных молодых людей, чьё выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникнуть конфликты на почве соперничества, что влияет на психосоциальную адаптацию и сохранение класса, как единого общества. Подростки требуют их обосновать и чувствуют над собой нежелательную опеку. Школа чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям, и предъявляются соответствующие требования. При посещении ребёнком школы, тревожность провоцируется особенностями взаимодействия учителя с ребёнком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок. Непоследовательность учителя вызывает тревожность ребёнка, не даёт ему возможность прогнозировать собственное поведение. Причинами тревожности в школе могут быть: неспособность справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение к педагогу, смена школьного коллектива или неприятие детским коллективом. В школе ребёнок попадает в оценочную ситуацию. Подростки остро воспринимают несправедливость оценки. Педагог может быть и прав, а оценка соответствовать реальной ситуации. Поэтому важным является умение педагога так обосновать оценку и критерии её выставления, чтобы подросток понял. Следует учитывать, что он часто воспринимает отметку как оценку собственной личности, а не как оценку своего труда. Работа с подростками требует от педагога методического профессионализма и личностной целостности. Только психологически здоровый педагог, в основе жизни которого является радость познания, общения, деятельности, способен не навредить подросткам, а также самому себе, и испытывать удовольствие от педагогической деятельности, способен не навредить подросткам, а также самому себе, и испытывать удовольствие от педагогической деятельности. Трудности подросткового возраста, связаны с ипохондрическими реакциями, с повышенной возбудимостью, с аффективностью, с реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. Если это не учитывать, то у подростков могут сформироваться отклонения в нравственном развитии и поведении.
Различные точки зрения на проявление агрессии
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия “доброкачественная” (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия “злокачественная” (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фр ...
Становление психологии
Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и ...
Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое
выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального ...