Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возрастаСтраница 2
Подросткам важно знать, каковы они на самом деле, насколько значимы индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Представление о себе, должно соответствовать определённому стилю поведения «Я - концепции» включает в себя «идеальное Я», которое может отличаться от реального. Переживаемый подростковый разрыв между идеальным образом и положением, вызывает неуверенность в себе, что может выражаться в агрессии, обидчивости, либо упрямстве. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию, которое становится возможным из-за развития саморегуляции.
В подростковом возрасте главное место занимает общение, происходит интеллектуальное развитие подростков, перестраиваются взаимоотношения с окружающими. Значимыми становятся семья и школа.
Семья - играет существенную роль в воспитании личности. Доверие и страх, уверенность и робость, сердечность и теплота в отношениях в противоположность отчуждению и холодности - все качества личности приобретаются в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступление в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не может справиться, либо справляется с трудом, может явиться причиной возникновения тревожности. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребёнку может включать жёсткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечёт за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность у детей подросткового возраста может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом почти невозможно.
Наряду с родительским домом, школа является важной инстанцией социализацией. Формирование юношества, как фазы возрастного развития, связано с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты с учителями и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протесты, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных, и у критически настроенных молодых людей, чьё выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникнуть конфликты на почве соперничества, что влияет на психосоциальную адаптацию и сохранение класса, как единого общества. Подростки требуют их обосновать и чувствуют над собой нежелательную опеку. Школа чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям, и предъявляются соответствующие требования. При посещении ребёнком школы, тревожность провоцируется особенностями взаимодействия учителя с ребёнком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок. Непоследовательность учителя вызывает тревожность ребёнка, не даёт ему возможность прогнозировать собственное поведение. Причинами тревожности в школе могут быть: неспособность справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение к педагогу, смена школьного коллектива или неприятие детским коллективом. В школе ребёнок попадает в оценочную ситуацию. Подростки остро воспринимают несправедливость оценки. Педагог может быть и прав, а оценка соответствовать реальной ситуации. Поэтому важным является умение педагога так обосновать оценку и критерии её выставления, чтобы подросток понял. Следует учитывать, что он часто воспринимает отметку как оценку собственной личности, а не как оценку своего труда. Работа с подростками требует от педагога методического профессионализма и личностной целостности. Только психологически здоровый педагог, в основе жизни которого является радость познания, общения, деятельности, способен не навредить подросткам, а также самому себе, и испытывать удовольствие от педагогической деятельности, способен не навредить подросткам, а также самому себе, и испытывать удовольствие от педагогической деятельности. Трудности подросткового возраста, связаны с ипохондрическими реакциями, с повышенной возбудимостью, с аффективностью, с реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. Если это не учитывать, то у подростков могут сформироваться отклонения в нравственном развитии и поведении.
Характеристика диагностического инструментария
Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».
Этот вариант методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса.
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следую ...
Игры-занятия,в которых формируются пространственные представления
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т.д.
Попрос ...
Психологическая характеристика профессиональной деформации сотрудников
органов внутренних дел. Профессионально-психологические
требования к личности сотрудника органов внутренних дел
Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего, с одной стороны, защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств и, с другой стороны, соблюдение при этом всех законных прав ...