Провокация

Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: «Не напутал ли я чего-то?»

Тактика. Если вы твердо знаете, что информация ложная, - опровергайте ее. Но так бывает очень редко, потому что преподаватели обычно используют этот прием тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности своего высказывания. Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим, что экзаменуемый, отвечая на вопрос по географии, твердо не знает, какую форму имеет Земля.

Абитуриент: «Земля имеет форму шара».

Экзаменатор: 'Нет, здесь вы ошиблись, Земля имеет форму чемодана».

В этом случае у абитуриента есть две возможности:

а) согласиться. «Да, да, как же я забыл? Действительно, чемодана». - «Что и требовалось доказать»- отвечает экзаменатор и ставит двойку.

б) не согласиться. «Нет, все-таки шара!» Но так ответить очень сложно. Во-первых, спорить с экзаменатором не принято, это просто опасно. Во-вторых, согласно условиям нашего примера, экзаменуемый твердо не знает, какую форму имеет наша Земля, и рисковать не будет.

Итак, оба пути тупиковые. Но есть еще и третий путь: не опровергать, но и не соглашаться. Необходимо выиграть время для того, чтобы выяснить, провокация это или нет. Для этого можно уточнить, переспросить, попросить объяснения, напри- мер: «Какой чемодан вы имеете в виду?»; «Вы говорите о форме или размерах?»; «Вы имеете в виду параллелепипед?» и т.п.


Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства.
Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из – за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения. Психологи счита ...

Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
Таблица № 1. Анализ взаимосвязей в группе праворуких детей Непроизвольное запоминание Механическое запоминание Опосредов запоминан Зрительное восприятие Тревож- ность Успевае- мость Непроизвол 1 0,38 0,18 0,28 -0,02 0,12 Механическ   1 0,43 0,52 -0,34 0,53 ...

Психофизиологическая основа черт и типов личности
Айзенк одним из первых попытался определить физиологические системы организма, которые определяют развитие личностных черт. Как выяснилось, интраверсия-экстраверсия тесно связана с уровнем корковой активации, т.е. с электрической активностью головного мозга. Термин Активация Айзенк использует для обозначения степени возбуждения, меняюще ...