Провокация

Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: «Не напутал ли я чего-то?»

Тактика. Если вы твердо знаете, что информация ложная, - опровергайте ее. Но так бывает очень редко, потому что преподаватели обычно используют этот прием тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности своего высказывания. Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим, что экзаменуемый, отвечая на вопрос по географии, твердо не знает, какую форму имеет Земля.

Абитуриент: «Земля имеет форму шара».

Экзаменатор: 'Нет, здесь вы ошиблись, Земля имеет форму чемодана».

В этом случае у абитуриента есть две возможности:

а) согласиться. «Да, да, как же я забыл? Действительно, чемодана». - «Что и требовалось доказать»- отвечает экзаменатор и ставит двойку.

б) не согласиться. «Нет, все-таки шара!» Но так ответить очень сложно. Во-первых, спорить с экзаменатором не принято, это просто опасно. Во-вторых, согласно условиям нашего примера, экзаменуемый твердо не знает, какую форму имеет наша Земля, и рисковать не будет.

Итак, оба пути тупиковые. Но есть еще и третий путь: не опровергать, но и не соглашаться. Необходимо выиграть время для того, чтобы выяснить, провокация это или нет. Для этого можно уточнить, переспросить, попросить объяснения, напри- мер: «Какой чемодан вы имеете в виду?»; «Вы говорите о форме или размерах?»; «Вы имеете в виду параллелепипед?» и т.п.


Учение как специфический вид д-ти человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...

Когнитивизм
Суть когнитивизма – объяснение социального поведения за счет преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на изучение познавательных процессов. Истоком когнитивизма является гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Ключевая идея когнитивизма: впечатления индивида о мире ...

Формирующий эксперимент
Для проведения работы по расшатыванию искажённых гендерных представлений был проведён формирующий эксперимент. Цель – изменение традиционных ложных стереотипов о распределении социальных гендерных ролей. В эксперименте принимали участие те испытуемые-студенты, у которых на этапе констатации наиболее ярко были представлены ложные генд ...