Заключение
Страница 1

По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:

1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

2. Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средние значения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватной самооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.

3. В количественном отношении корреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом, была равна 0,91.

4. Подростки способны быстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведены первичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторное тестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.

5. Сам факт и степень изменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобные изменения не являются очень значительными по величине.

Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками. [23, 24, 52]

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]

Приложение 1. Социоматрица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Статус

(St)

1

+/+

+

+/+

+

0,08

2

+/+

+

+

+

+

0,16

3

+

+/+

+

+

+

0,08

4

+

+

+

0,16

5

+

+

+/+

+

+

0,24

6

0

7

+

+

+

+

+

+

0,24

8

+

+

+

+

+

+

0,32

9

+

+

+

+

+/+

0,08

10

+

+

+

+

+

+

0,12

11

+

+

+

+/+

+

0,72

12

+

+/+

+

+

+

0,24

13

+

+

+

+/+

+

0,2

14

+

+

+

+/+

+

0,28

15

+

+

+

+

+

+

0,2

16

+/+

+

+

+

+

0,12

17

+

+/+

+

+

+

0,72

18

+

+

+

+

+

+

0,16

19

+

+/+

+

+

+

0,2

20

+

+

+

+/+

+

0,56

21

+/+

+/+

+/+

0,28

22

+

+

+

+/+

+

0,08

23

+

+/+

+

+

+

0,12

24

+/+

+/+

+

+

0,16

25

+

+/+

+/+

+

0,12

Сумма

2

4

2

4

6

0

6

8

2

3

18

6

5

7

5

3

18

4

5

14

7

2

3

4

3

Взаимные выборы

2

3

2

2

1

0

2

3

1

1

3

1

1

2

2

0

1

2

2

4

3

2

3

2

Страницы: 1 2