Фигура и фон

Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов гештальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди не просто воспринимают информацию, а организуют ее определенным образом. Наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, а менее значимые отходят на задний план. Перлз предположил, что процессы в ходе которых формируется какой-то психологический феномен, например потребности, периодически сменяют друг друга.

Теория гештальт-психологии гласит, что функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляции. Люди также поддерживают динамическое равновесие (гомеостаз) посредством осознания возникающих потребностей и удовлетворения по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отходит на задний план. Например, кто-то готовится к экзамену, но внезапно понимает, что пора в туалет, экзамены мгновенно отходят на второй план, потому что в туалет пора уже не идти, а бежать.

Соотношение между фигурой и фоном является важнейшим в гештальт-психологии. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов. Гештальт – это система или конфигурация, у которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью

. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что для нас значимо, что интересно, это и составляет гештальт. Фигурой может стать гнев, радость, любовь или сексуальное влечение, тогда другие аспекты существования отходят на второй план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение, уступая место новому. Если потребность удовлетворить не удается, тогда гештальт не может быть завершен. Например, если человек злится на кого-то, но не может выразить свою злость, то чувство злости остается внутри его психики. Задачей гештальт-психотерапевта является помощь человеку в осознании нереализованных гештальтов. Тогда гештальт завершается и становится возможной работа над другими важными проблемами.


Творческие способности и их развитие
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». ...

Оценка
Какую оценку поставит экзаменатор? Трудно ответить на этот вопрос. Оценка зависит не только от того, ч т о вы сказали на экзамене, но и от того, к а к вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить - 3 или 4?» Если вы спокойно ответите «3», он поймет, что на эт ...

Основные закономерности психического развития
Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень. Выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический ф ...