Информация » Психология личности » Защитные функции

Защитные функции

Большинство проблем, с которыми сталкивается человек – это результат неадекватных взаимодействий Эго с внешним миром. В гештальт-психологии выделяют четыре основных механизма, используемых при контакте Эго с окружающим миром: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Слияние – это невротический механизм избежания контакта. Слияние имеет место в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими. Человек считает, что мысли и чувства окружающих такие же как и у него самого, а узнав, что это не так, чувствует себя отверженным.

Ретрофлексия буквально означает «резкий поворот на себя». При ретрофлексии граница между личностью и окружающим смещается как бы к центру личности, так, как он сам относится к другим людям или объектам. Вместо того, чтобы направить свою энергию на те обстоятельства, которые мешают удовлетворению потребностей, человек обращает ее на себя. Таким образом, первоначальный конфликт с окружением переносится на себя.

Интроекция – это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без попыток привести их в соответствие со своими. Интроекция – это чужие мысли и чувства, которые были приняты без анализа и поэтому не стали частью личности. В результате вся энергия индивида уходит на то, чтобы примирить мысли и установки, которые непримиримы между собой. Наиболее ранние интроекции внедряются в личность родителями.

Проекция противоположна интроекции. При проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером могут быть постоянные жалобы на жестокость судьбы и черствость окружающих. «Комната с зеркальными стенами».

Зрелость. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В гешальт-психологии рассматривается в основном эмоциональная зрелость.


Умение сравнивать предметы
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они — большая лента вместо длинн ...

Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выр ...

Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер
В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные и ...