Информация » Психология личности » Функциональная автономия

Функциональная автономия

В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:

1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли детства в формировании взрослой личности. Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

2. Дифференцированность мотивов. До Олпорта многие теоретики утверждали, что все поведение можно свести к действию одного единого мотива – либидо, стремление к превосходству и т.д. Олпорт считал, что это не верно, т.к. мотивы слишком разнообразны, чтобы их можно было свести к одному.

3. Сила высших психических функций. Олпорт считал, что важнейшим условием понимания мотивов поведения является анализ перспективных целей, намерений и представлений человека. Ключом к пониманию вопроса являются вопросы «Что ты хочешь делать?», «Как ты собираешься этого добиться?» и т.п.

4. Уникальность мотивов. Олпорт считал, что мотивы различных людей выдерживают лишь относительное сравнение между собой. Может быть определен мотив лишь для конкретного человека.

Описанные выше критерии составляют концепцию функциональной автономии

. Во многих отношениях она составляет ядро ее теории черт личности. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое это прошлое человека, с ним ничто не связывает. По Олпорту личность свободна от прошлого – связь с прошлым чисто историческая, а не функциональная.

Различают два типа функциональной автономии:

1. Устойчивая. Связана с условно и безусловнорефлекторными механизмами ЦНС. Это механизмы нейрогуморальной регуляции, они не меняются на протяжении жизни и необходимы для выживания организма. К этому типу автономии относятся различные физиологические привычки: есть, спать и т.п. в одно и то же время.

2. Собственная функциональная автономия. Относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая заставляет человека развиваться и расти как личность. Причем собственная автономия не нуждается в постоянном подкреплении, она существует независимо от этого.

Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. Принцип энергетики. Собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для простого выживания. Например, нормальный человек стремиться не только удовлетворить свои материальные потребности, но и духовные интересы.

2. Принцип преодоления и компетенции. По Олпорту зрелым людям психологически присуща мотивация преодоления и извлечения уроков для себя. Вывод: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивида, включается в структуру его собственной мотивации.

3. Принцип проприума. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Эго данного индивида. В результате человек строит свою жизнь вокруг проприума, стараясь усилить свое Эго.


Психолого-педагогическое сопровождение подростков. Психолого-педагогическое обследование подростков
Дневник наблюдений за подростком 8 «а»класса. Ф.И. ребёнка: Веприков Сергей Дата: 28.09.10. Дата, Деятельность Эмоционал Взаимодействие время ребёнка ьное с детьми с педагогом состояние ребёнка 8:00 Приход хорошее Здоровается со Поздоровался с мальчика в ...

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)
В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа: 1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, ...

Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление
Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на ...