Информация » Психология личности » Экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности
Страница 1

Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.

1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви

» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии. Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни – высшие цели или Бог.

Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических условий его жизни. Таким образом, определяющим фактором развития личности

, по Фромму является общество

. Но, как и у Фрейда, эти «основные ориентации характера» остаются практически неизменными всю жизнь.

Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества. Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные)

и девиантные (непродуктивные)

. Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

1. Рецептивный тип. Считают, что источники всего хорошего в жизни находятся вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и их главная задача в жизни – сделать себя достойными любви окружающих. Их главная особенность – пассивность, доверчивость и сентиментальность. Люди этого типа могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Страницы: 1 2