Режимы подкрепления
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления
. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.
А. Самым простым является режим непрерывного подкрепления, который используется каждый раз, когда субъект учится производить правильную реакцию. В большинстве случаев это не используется, т.к. может быть либо невозможно, либо не экономно (например: плач и родители). Очень часто поведение долго остается неподкрепленным.
Б. Прерывистое или частичное подкрепление. Классифицируется в соответствии с двумя основными параметрами:
а) подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (режим временного подкрепления)
б) подкрепление происходит после того, как с момента подкрепления было получено определенное количество реакций (пропорциональное подкрепление)
Отсюда можно выделить четыре типа прерывистого подкрепления:
1. Режим подкрепления с постоянным соотношением.
В данном режиме организм подкрепляется по заранее определенному количеству ответных реакций. Этот режим является самым распространенным режимом подкрепления. Такой тип подкрепления используется, например, в листах знаний – сколько правильных ответов – столько баллов – подкреплений.
2. Режим подкрепления с постоянным интервалом.
В этом случае организм подкрепляется после того, как пройдет определенный временной интервал с момента предыдущего подкрепления. Пример: еженедельная выдача ребенку денег на карманные расходы. Или проверка успеваемости в университете – раз в семестр. Режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление – феномен, называемый паузой после подкрепления. Например, когда до экзамена еще далеко, то студенты практически не учатся.
3. Режим подкрепления с вариативным соотношением.
Организм подкрепляется на основе какого-то среднего числа реакций. Ярким примером такого типа подкрепления является азартная игра. «Однорукий бандит» устроен так, что вероятность выигрыша тем выше, чем больше монет в него затолкаешь. Угасание поведения, полученного в результате ВС, происходит очень медленно, т.к. организм точно не знает, когда будет подкрепление. Человек настойчиво продолжает реагировать, рассчитывая «сорвать куш».
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ).
Организм получает подкрепления случайно, после того, как пройдет неопределенный интервал времени. Скорость реагирования в этом режиме зависит от длины интервала между подкреплениями: короткие интервалы порождают высокую скорость, длинные интервалы – низкую скорость. При таком режиме подкрепления организм стремиться установить постоянную скорость реагирования. Пример: контрольные работы, устраиваемые случайно.
В. Условное подкрепление:
Существуют два типа условного подкрепления:
1) Первичное – любое событие или объект, само по себе обладающее подкрепляющими свойствами. Они не требуют ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Примеры: пища, вода, физический комфорт, секс.
2) Вторичное или условное подкрепление – любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление через тесную ассоциацию с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом индивида.
Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Самый показательный пример – деньги, они позволяют получить модную одежду, машины и т.п. К условным относятся социальные подкрепляющие стимулы, например, лесть, похвала, привязанности и подчинения. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Кроме того, каждый человек проходит уникальную науку научения и разными способами получает разные подкрепляющие стимулы.
Результаты проведённых исследований самосознания подростков
Результаты методики "Личностный дифференциал"
Рис. 1.
Рисунок 1 наглядно показывает различия в показателях у младших и старших подростков, а именно: младшие подростки менее критичны к себе, большинство их них обладает недостаточным самоконтролем, неспособностью держаться принятой линии поведения, зависимостью от внешних об ...
Исторический экскурс. Предпосылки становления
Учение св.Троицы получило своё окончательное оформление на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Но впервые термин «троица» употребил епископ Феофил в 168 году н.э. Создание подобного догмата являлось неизбежностью, так как во всех четырёх Евангелиях и даже в Ветхом Завете авторы не раз упоминают о Христе то как о Боге, то ...
Понятие творчества
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способн ...