Локус контроля

Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни.

Люди с экстернальным локусом

контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы – заложники судьбы»

Люди с интернальным локусом

контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и талантами. Поэтому интерналы чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией.

В принципе, интернальный либо экстернальный контроль можно рассматривать как черту личности. Фактически это не типы личности, а пределы одной шкалы. Таким образом, кто-то из людей «очень» экстернал, кто-то «очень» интернал, но большинство людей находятся на середине этой шкалы.

Главное различие между экстерналами и интерналами не только в их убеждениях по поводу источников их проблем, но и способы поиска информации об окружении. Интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут искать информацию о возможных проблемах здоровья. Также интерналы предпринимают большие меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье. Объяснение этому – в детстве. Интерналы в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем. В результате интерналы больше чем экстерналы знают о том, что может послужить причиной заболевания. У людей с экстернальным локусом контроля чаще страдают от психологических проблем, тревога и депрессия у них выше, а самоуважение ниже. Кроме того, уровень экстернальности коррелирует с уровнем самоубийств.


Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни Мысль и язык, которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предст ...

формирование интереса к чтению
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению. Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как мож ...

Критерии оценки теории личности
Любой человек способен выдвинуть свою собственную теорию личности, но для того, чтобы она была признана справедливой и получила признание, она должна отвечать ряду приведенных ниже требований. 1. Верифицируемость. Теория оценивается с точки зрения проверки ее независимыми исследователями. Это означает, что теория должна содержать конце ...