Локус контроля
Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни.
Люди с экстернальным локусом
контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы – заложники судьбы»
Люди с интернальным локусом
контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и талантами. Поэтому интерналы чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией.
В принципе, интернальный либо экстернальный контроль можно рассматривать как черту личности. Фактически это не типы личности, а пределы одной шкалы. Таким образом, кто-то из людей «очень» экстернал, кто-то «очень» интернал, но большинство людей находятся на середине этой шкалы.
Главное различие между экстерналами и интерналами не только в их убеждениях по поводу источников их проблем, но и способы поиска информации об окружении. Интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут искать информацию о возможных проблемах здоровья. Также интерналы предпринимают большие меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье. Объяснение этому – в детстве. Интерналы в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем. В результате интерналы больше чем экстерналы знают о том, что может послужить причиной заболевания. У людей с экстернальным локусом контроля чаще страдают от психологических проблем, тревога и депрессия у них выше, а самоуважение ниже. Кроме того, уровень экстернальности коррелирует с уровнем самоубийств.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Основными критериями нормального протекания сенсорного развития является соответствие определенным формальным показателям сформированности отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) [28].
Исследования Л.А. Венгера [7], Э.Г. Пилюгиной [30], Д.Б. Эльконина [38] и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное ра ...
Манипулятивные способы подачи
информации
Для того, чтобы сообщаемое содержание было воспринято (или не воспринято) необходимым его отправителю образом, существуют определенные способы подачи информации. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир подачи информации потоками никчемной информации, которая осложняет для получателя понимание пр ...
Игры-занятия на выявление величины и формы предметов
Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы по величине. ...

