Механизмы бегства
Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм назвал механизмы бегства
:
1. Авторитаризм – тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Эго». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистских формах авторитаризма люди проявляют в отношениях с обществом чрезмерную зависимость, подчиненность и подавленность. Садистская форма проявляется в эксплуатации других, подчинении их и контроле.
Типичным примером авторитарной структуры является армия, где у каждого человека присутствуют обе тенденции: человек подчиняется вышестоящим офицерам и сам контролирует нижестоящих.
2. Деструктивность – человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая и подавляя других. Причем деструктивные тенденции могут быть направлены в позитивное русло: долг, патриотизм и любовь.
3. Подчинение – люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью. Некоторые люди используют данную стратегию и становятся абсолютно такими же, как окружение: они полностью жертвуют своей свободой ради личной безопасности. Такое поведение Фромм назвал «конформность автомата
». В результате подобного поведения появляется «человек-хамелеон»
Альтернативу описанным выше стратегиям Фромм назвал позитивной свободой
– т.е. человек чувствует себя частью мира и в то же время осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность
», которую мы можем наблюдать у детей, которые руководствуются не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями. Главными проявлениями спонтанной активности Фромм считал любовь и труд, через которые человек добивается чувства свободы не теряя своей связи с обществом.
План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей
Цель работы
Название деятельности
Объект деятельности
Сроки
Оформление родительских
уголков в классах, фойе. «Рекомендации по успешной
1 кл.
октябрь
Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и
личностного
адаптации ребёнка к школе».
«Возрастные психолог ...
Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте
в условиях дошкольного образовательного учреждения
Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем школьном возрасте было проведено в ДОУ N4 города Зеленоградска.
В ходе исследования использовались различные формы и методы психологического воздействия на развитие памяти, в частности, активизирующие запоминание игры для развития памяти, веселые стихи, потешки, считалки, музыкальн ...
Ориентировка ребенка в пространстве
Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом пространстве - комнате, квартире.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве.
Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:
- В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
- Назови свой адрес. На каком этаж ...

