Метапатологии

Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Маслоу называл психическими расстройствами высшего класса.

Маслоу считал, что многочисленные симптомы, связанные с бесконечным накопительством и ориентацией на потребление, свидетельствует о метапатологии. Примеры таких симптомов: неспособность любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни: неумение ценить настойчивость в поисках самоактуализации и т.п. Человек, страдающий метапатологией, сам может этого не замечать. Он смутно ощущает, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Например: параноидное поведение – это отрицание такой метапотребности, как истина. В результате человек становится подозрительным и боится других.


Теоретические понятия социальной адаптации и личностного развития. Социальная адаптация и личностное развитие
« Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развити ...

Определение психотерапии и содержание основных понятий
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подход ...

Принципы психологического воздействия
Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременн ...