Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.Страница 1
Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].
К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить.
В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим.
Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни.
По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия - формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей».
Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.
В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные малыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфликта; изначальное доверие против изначального недоверия. Успешное разрешение его зависит от характера взаимоотношений детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если помогают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют, он начинает понимать, что мир - это безопасное место и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.
Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удовлетворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родители могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не всегда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое правило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хорошо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуманных) бед, - эти дети «снисходительно» относятся к некоторым упущениям родителей. Фактически дети, у которых постепенно формируется доверие к родителям, учатся преодолевать или спокойно переносить какие-то маленькие неудобства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет.
Более того, поскольку на ранней стадии развития ребёнок ещё не может делать различия между Я и ТЫ [10], между собой и матерью (отцом) или другими людьми, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя абсолютно тождественным миру. И, следовательно, если мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам. Если же мир плох и не заслуживает доверия, то, естественно, плох и не заслуживает доверия и сам ребёнок.
Люди, у которых базисное доверие сформировалось во взрослой жизни, представляют тип личности, открытой для прямых, искренних и честных отношений с другими; готовой к сотрудничеству, надёжной и не боящейся идти на оправданный риск. Дефицит же базового доверия порождает в последствии личность замкнутую, не способную к серьёзным отношениям, живущую не в ладах, как с окружающими, так и с самим собой. В крайних случаях склонную к психотическим проявлениям [10,24].
Последствия внутриличностных конфликтов
Последствия внутриличностных конфликтов могут быть двух видов:
Конструктивные – это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального ч ...
Особенности операторской деятельности
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т. е. занимается управленческой деятельностью. В технологических же с ...
Структура отклоняющегося развития
Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе.
При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов — перви ...