Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.

Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.
Страница 1

Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].

К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить.

В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим.

Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни.

По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия - формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей».

Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.

В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные ма­лыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфлик­та; изначальное доверие против изначального недоверия. Ус­пешное разрешение его зависит от характера взаимоотноше­ний детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если по­могают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют, он начинает понимать, что мир - это безопасное место и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворя­ются, особенно потребность в общении с любящими взрос­лыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.

Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удов­летворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родите­ли могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не все­гда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое пра­вило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хоро­шо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуман­ных) бед, - эти дети «снисходительно» относятся к некото­рым упущениям родителей. Фактически дети, у которых по­степенно формируется доверие к родителям, учатся преодо­левать или спокойно переносить какие-то маленькие неудоб­ства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет.

Более того, поскольку на ранней стадии развития ребёнок ещё не может делать различия между Я и ТЫ [10], между собой и матерью (отцом) или другими людьми, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя абсолютно тождественным миру. И, следовательно, если мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам. Если же мир плох и не заслуживает доверия, то, естественно, плох и не заслуживает доверия и сам ребёнок.

Люди, у которых базисное доверие сформировалось во взрослой жизни, представляют тип личности, открытой для прямых, искренних и честных отношений с другими; готовой к сотрудничеству, надёжной и не боящейся идти на оправданный риск. Дефицит же базового доверия порождает в последствии личность замкнутую, не способную к серьёзным отношениям, живущую не в ладах, как с окружающими, так и с самим собой. В крайних случаях склонную к психотическим проявлениям [10,24].

Страницы: 1 2 3


Основные принципы Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие: а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности; б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов, в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе ...

Психология предумышленного преступного деяния (механизм преступного деяния)
Классификации личности преступников разрабатывали такие отечественные криминологи и психологи, как С.В. Познышев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, А.Г. Ковалев, А.И.Долгова, А.Ф. Лазурский, В.Д. Филимонов, П.С. Дагель, Ю.А.Воронин, К.Е. Игошев, И.М. Миньковский, К.К.Платонов, А.Р. Ратинов, А.Д. Глоточкин, Ф.С. Мохов, Г.Г. Бочкарева, В.Г.Д ...

Виды замечаний
Для того, чтобы правильно реагировать на замечания экзаменатора, необходимо заранее знать, с какими видами замечаний вы можете столкнуться. ...