Информация » Психология личности » Развитие личности

Развитие личности

Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное существо, не делает различий между тем, что «мое» и что «не мое». Вследствие общей тенденции к актуализации ребенок начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в «Я-концепцию» и есть процесс формирования самости.

На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом

, т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.

По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции.

Потребности в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражается в удовлетворении от социального удовлетворения и фрустрации, когда его наказывают.

Важным аспектом позитивного внимания является его двойная природа. Если человек считает, что он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания

.

Эта потребность так же направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.

2. Условные ценности. Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности

, т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание

означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают.

Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности». В результате формируется Я-концепция, которая находится в полном соответствии с организмическим опытом и, следовательно, не позволяет личности развиваться свободно.

3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное вниманиеможно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так.

Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает. Когда ребенок переживает такое отношение, он начинает испытывать безусловное внимание к себе. Это позволяет детям развивать свои собственные ценности и удовлетворения в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от их внешнего одобрения.


Конспекты психокоррекционных занятий для детей
Обследование проводилось только при участии экспериментатора и ребёнка, не прерывалось посторонними. С детьми был установлен контакт ещё в классном кабинете. Место, диагностический инструментарий были заранее подготовлены, исключены отвлекающие факторы (шум, посторонние, лишние предметы на столе). Дети чувствовали себя свободно и комфор ...

Результаты и обсуждение. Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук
Было проведено исследование по теппинг-тесту 65 младших школьников (результаты тестирования и коэффициента асимметрии приведены в Приложении). Вычисление коэффициента асимметрии на основании выявленного нормального распределения данного признака в исследуемой группе (рис.1) дало нам возможность выделить три группы испытуемых: праворуки ...

Психологические компоненты анализа писем
На наш взгляд, стоит начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное): Элементы анализа Примеры из текста Частота встречаемости Выводы 1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход из жизни - Я ухожу из ...