Конфликтность, как особенность протекания подросткового
возрастаСтраница 3
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которой подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.(Корчагина Ю.И. Агрессивные дети//
Здоровье детей.)
Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии)
Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов
в подростковом возрасте. Понятие
конфликтов и конфликтного поведения
Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55).
Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выр ...
Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Для понимания и целенаправленной комплексной работы с детьми, находящихся в условиях депривации необходимо выделить основные факторы, оказывающие негативное влияние на процесс развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную ...
Составление психологического портрета личности суицидента на основе
психолингвистического исследования. Психолингвистический
анализ текстов писем предсмертных записок
В исследовании было проанализировано 32 текста. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на наш взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психолог ...

