Информация » Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок » Составление психологического портрета личности суицидента на основе психолингвистического исследования. Психолингвистический анализ текстов писем предсмертных записок

Составление психологического портрета личности суицидента на основе психолингвистического исследования. Психолингвистический анализ текстов писем предсмертных записок

В исследовании было проанализировано 32 текста. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на наш взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психологические характеристики группы риска.

Тексты писем – возможно, единственная нить, которая может нам что-то сказать о личности человека, и исходит от него самого, в ней может содержаться достаточно полная информация о произошедшем и о его причинах. Конечно, влияние обстановки и эмоциональной перегрузки искажает существующую картину, восприятие субъективно, но, таким образом, можно определить эмоциональное состояние человека, его направленность, мотивы, причины поведения и пр.

В данной работе нами были выделено несколько критериев, по которым в дальнейшем будут анализироваться тексты писем (в их психологическом и лингвистическом содержании).

Схема психолого-лингвистического анализа текста

а) Элементы анализа текста

1. Форма, размер текста.

2. Композиция и стиль (жанр письма).

3. Словарный состав, словосочетания, особенности состава предложений (о чем это может говорить).

4. Элементы спонтанности/подготовленности текста.

5. Позиция Родителя/Ребенка/Взрослого.

6. Наличие признаков победителя – проигравшего (как проявляется в языке).

7. Экстрапунятивность, интрапунятивность, импунятивность (направленность текста).

8. Чем является текст и что он выражает (как проявляется в языке).

9. Особенности мотивов, мотивация пишущего.

10. Индивидуально-типологические и возрастные особенности.

11. Самооценка и направленность личности.

12. Эмоциональное состояние.

13. Особенности темперамента.

14. Состояние межличностных отношений.

15. Интеллектуальное развитие.

16. Интенции, коммуникативное намерение говорящего (что и кому хочет сказать).

б) О чем могут свидетельствовать те или иные особенности:

1. О психологическом состоянии человека.

2. Об отношениях его с близкими и друзьями.

3. О субъективной тяжести сложившейся ситуации.

4. О возможности выхода из сложившейся ситуации.

5. О причинах ухода из жизни (если выхода субъективно нет)


Алхимики: несколько маргинальных фигур
В средневековых представлениях об образе, без сомнения, отражаются их дуалистическая онтотеологическая природа, совпадающая с базовой моделью копирования. Образ все еще трактуется как репрезентация, вторичное сознательное представление. По мере того, как мы движемся от средневековой онтотеологии к схоластике XIII-XIV веков и занимающейс ...

Приложения
Приложение 1 Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопережив ...

Особенности младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистин ...