Составление психологического портрета личности суицидента на основе психолингвистического исследования. Психолингвистический анализ текстов писем предсмертных записок
В исследовании было проанализировано 32 текста. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на наш взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психологические характеристики группы риска.
Тексты писем – возможно, единственная нить, которая может нам что-то сказать о личности человека, и исходит от него самого, в ней может содержаться достаточно полная информация о произошедшем и о его причинах. Конечно, влияние обстановки и эмоциональной перегрузки искажает существующую картину, восприятие субъективно, но, таким образом, можно определить эмоциональное состояние человека, его направленность, мотивы, причины поведения и пр.
В данной работе нами были выделено несколько критериев, по которым в дальнейшем будут анализироваться тексты писем (в их психологическом и лингвистическом содержании).
Схема психолого-лингвистического анализа текста
а) Элементы анализа текста
1. Форма, размер текста.
2. Композиция и стиль (жанр письма).
3. Словарный состав, словосочетания, особенности состава предложений (о чем это может говорить).
4. Элементы спонтанности/подготовленности текста.
5. Позиция Родителя/Ребенка/Взрослого.
6. Наличие признаков победителя – проигравшего (как проявляется в языке).
7. Экстрапунятивность, интрапунятивность, импунятивность (направленность текста).
8. Чем является текст и что он выражает (как проявляется в языке).
9. Особенности мотивов, мотивация пишущего.
10. Индивидуально-типологические и возрастные особенности.
11. Самооценка и направленность личности.
12. Эмоциональное состояние.
13. Особенности темперамента.
14. Состояние межличностных отношений.
15. Интеллектуальное развитие.
16. Интенции, коммуникативное намерение говорящего (что и кому хочет сказать).
б) О чем могут свидетельствовать те или иные особенности:
1. О психологическом состоянии человека.
2. Об отношениях его с близкими и друзьями.
3. О субъективной тяжести сложившейся ситуации.
4. О возможности выхода из сложившейся ситуации.
5. О причинах ухода из жизни (если выхода субъективно нет)
Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы [13].
Дети с первым уровнем речевого развития отличаются значительной ограниченностью активного словарного запаса, недостаточно дифференцированными представлениями об окружающей жизни. Тем самым дети ...
Алхимики: несколько маргинальных фигур
В средневековых представлениях об образе, без сомнения, отражаются их дуалистическая онтотеологическая природа, совпадающая с базовой моделью копирования. Образ все еще трактуется как репрезентация, вторичное сознательное представление. По мере того, как мы движемся от средневековой онтотеологии к схоластике XIII-XIV веков и занимающейс ...
Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий
уровень речевого развития)
На основании протоколов обследования (Приложение 3) в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок».
Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы
Имя ребенка
Время, затраченн ...