Введение

Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.

Межполушарная организация психических процессов – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие.

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.

Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении.

Целью работы

является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.

Гипотеза исследования

заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей у детей с разным типом мануальной асимметрии. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик также различна у детей с разным типом мануальной асимметрии. Таким образом, мы предполагаем, что различия в мануальной асимметрии способствует большей успешности в одних сферах деятельности и неуспешности в других.

Предмет исследования

- мануальная асимметрия, как природная предпосылка индивидуальных различий.

Объект исследования

- эмоциональные и когнитивные особенности детей с различным типом мануальной асимметрии.

Для решения цели ставятся следующие задачи:

- изучение литературных данных о современном представлении формирования высших психических функций и их мозговой организации в онтогенезе;

- подготовка теоретического обзора по проблеме межполушарной организации мозга и когнитивными и личностными особенностями;

- исследование выраженности мануальной асимметрии и выделение групп на основании коэффициента асимметрии;

- выявление взаимосвязи мануальной асимметрии и особенностей когнитивной и эмоционально - личностной сферы.

В работе используются методики:

- теппинг-тест – для определения выраженности мануальной асимметрии;

- детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А.М.Прихожан) – для определения тревожности у младших школьников;

- шкала оценки своей компетентности (С.Хартер, адаптирована Н.С.Чернышевой);

- методика по оценке эффективности произвольного и непроизвольного запоминания П.И.Зинченко;

- методика К.Мангины по определению сформированности зрительного восприятия;

- статистические методы анализа результатов исследования.


Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика и организация экспериментального исследования
Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений № 229, № 201, № 60 и № 52 г. Минска. Нами был проведен констатирующий эксперимент, ...

Выводы.
1. Медработники с более низкой предметной (психомоторной) активностью отличаются также меньшим и социальным темпом и повышенной эмоциональностью. Все эти факторы могут существенно затруднить их профессиональную деятельность и привести к преждевременному профессиональному выгоранию. 2. В пользу этого говорят также отрицательные взаимосв ...

Условия и организация операторской деятельности.
Важным компонентом СЧМС являются условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное влияние на эффективность деятельности человека-оператора. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора. Условия труда принято ...